Какой должна быть школа 
и как ее менять?

Клуб Ивана Боганцева

09–22.07.2020 | ср чт | 19:00–21:00

Школа — это государственный институт, с которым, в отличие от суда, армии или даже полиции, сталкивается в жизни каждый. Причем не просто сталкивается: ребенок зачастую проводит в школе больше времени, чем дома. Возраст, в котором ребенок попадает в школу, — это период стремительных изменений, а сам он всегда принадлежит последнему, самому «современному» из ныне живущих поколений.

При этом школа — чуть ли не самый консервативный институт современного общества. Дети, рожденные в двадцать первом веке, готовятся к жизни по лекалам, придуманным пятьдесят, сто, а иногда и двести лет назад. Разбитые на возрастные группы, они по звонку переходят из класса в класс, где, против своей воли, должны получать знания, необходимость которых не очевидна не только им самим, но зачастую и учителю.

Перемены давно назрели, но какими они должны быть? Какой должна быть школа в будущем — и, главное, какие шаги нужно сделать, чтобы там оказаться?

Какой должна быть школа 
и как ее менять?

Клуб Ивана Боганцева

9 июля —  | ср чт | 19:00–21:00

Школа — это государственный институт, с которым, в отличие от суда, армии или даже полиции, сталкивается в жизни каждый. Причем не просто сталкивается: ребенок зачастую проводит в школе больше времени, чем дома. Возраст, в котором ребенок попадает в школу, — это период стремительных изменений, а сам он всегда принадлежит последнему, самому «современному» из ныне живущих поколений.

При этом школа — чуть ли не самый консервативный институт современного общества. Дети, рожденные в двадцать первом веке, готовятся к жизни по лекалам, придуманным пятьдесят, сто, а иногда и двести лет назад. Разбитые на возрастные группы, они по звонку переходят из класса в класс, где, против своей воли, должны получать знания, необходимость которых не очевидна не только им самим, но зачастую и учителю.

Перемены давно назрели, но какими они должны быть? Какой должна быть школа в будущем — и, главное, какие шаги нужно сделать, чтобы там оказаться?

Куратор


Иван Боганцев

Директор Европейской гимназии

«Для меня, как для школьного директора, нет вопроса важнее, чем то, как должна быть устроена современная школа. Но этот вопрос важен для меня и как для родителя — ведь мой ребенок учится в школе (той самой!). Однако, если вы не директор школы и даже если у вас нет детей, — спорить о школе нужно, важно и интересно — ведь здесь формируются ценности и представления о жизни тех, кто определит наше будущее»

 Для кого этот клуб


1

Для родителей, которые хотят выбрать школу и понимать, что в ней происходит

2

Для сотрудников образовательных проектов, которые хотят двигаться вперед

3

Для всех, кто интересуется устройством общества и его главных институтов 

Как проходит обучение


Мы проводим занятия онлайн и пользуемся приложением Zoom. Вы выбираете занятие, в котором хотите принять участие, покупаете билет и получаете все необходимые инструкции, а также ссылку на страницу видеоконференции, которая начинается в заранее установленное время. Одно занятие предполагает не более 20 участников и длится два часа. Необходимо, чтобы у вас на компьютере или планшете работали камера и микрофон.

Архив


1

9 июля | чт 19:00–21:00

КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ —
И КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ?

Что отличает хороший урок от плохого? Интересную школу от посредственной? Качественную систему образования от неэффективной? Чего мы ждем от школы и на что, таким образом, нужно обращать внимание — в горячих спорах об образовании, да и просто при выборе школы для ребенка? Правда ли, например, что маленькие классы означают более качественное образование? Что в богатых странах образование лучше, чем в бедных? Что высокие баллы на ЕГЭ — это важный показатель? 

Что общего у жителей образовательного Олимпа — финской, корейской, сингапурской модели? Что их отличает? В чем разница между школами Summit и Summerhill? Вальдорфом, Монтессори и Международным бакалавриатом? И как, имея ограниченный временной ресурс, можно выбрать школу для своего ребенка?


2

16 июля | чт 19:00–21:00

БЫВАЮТ ЛИ НОРМАЛЬНЫЕ ДЕТИ —
И НУЖНА ЛИ ИМ НОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА?

Кто должен решать, чему и как учатся дети в школе? Сегодня государство определяет практически все: основу учебного плана, содержание программ, скорость ее прохождения каждым ребенком, расположение парт и даже расстояние между ними и доской. Эти параметры задаются через понятие «нормы», унаследованное нами от фабричного производства начала XX века. 

Существует ли идеальная школьная система  и что нас от нее отделяет? Что такое норма? Может ли представление об усредненном ребенке быть основой школьной программы — и как эти представления влияют на школьный опыт конкретного человека?


3

22 июля | ср 19:00–21:00

ЗАЧЕМ НУЖНА «ДОМАШКА» 
И НУЖНА ЛИ ОНА?

«Домашка», на первый взгляд, — достаточно второстепенный вопрос в школьном образовании. В то же время нет более взрывоопасной темы в любом родительском чате, чем необходимость, объем и осмысленность домашней работы. В этом споре, в отличие от многих других, мнения способны принимать совершенно полярные направления: от призывов отменить домашку как жанр до требований поступательно увеличивать ее объем с каждым годом обучения. 

Кажется, что чувствительность этой темы обусловлена тем, что она затрагивает важное и невысказанное в школьном опыте: какова роль принуждения в образовании, желаемая и действительная? Какое время принадлежит ребенку, какое — семье, а на какое может претендовать школа? В каком степени вообще необходима школа, и можем ли мы доверить ребенку учиться вне ее стен?