Как читать и писать умные статьи

Тренинг Александра Вилейкиса 
и Бориса Грозовского

15 мая — 9 окт | сб | 14:00–17:00

Как читать и писать
умные статьи

Тренинг Александра Вилейкиса
и Бориса Грозовского

15 мая — 9 окт | сб | 14:00–17:00

Сообщения, письма, посты и комментарии к ним, новости и газетные заметки — сегодня мы поглощаем (и производим) тексты беспрерывно.

Но есть тексты, работа с которыми требует специальных навыков. Интеллектуальные жанры — эссе, колонка, исследование — устроены по своим законам, и нужно знать их, чтобы читать и писать эти тексты правильно — и получать удовольствие во время такой работы. Этому можно научиться.

Тренинг состоит из трех модулей, каждый из которых можно пройти отдельно.

I. КАК УСТРОЕН ХОРОШИЙ ТЕКСТ?

I. КАК УСТРОЕН ХОРОШИЙ ТЕКСТ?

II. КАК РАБОТАТЬ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ?

II. КАК РАБОТАТЬ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ?

III. КАК ПИСАТЬ ПРОСТО О СЛОЖНОМ?

III. КАК ПИСАТЬ ПРОСТО О СЛОЖНОМ?

Вы научитесь


1

Понимать устройство любого сложного текста и анализировать его контекст

2

Излагать свои идеи, выбирая оптимальный жанр, стиль и структуру

3

Находить аргументы, примеры и образы, чтобы убедить своего читателя

Кураторы


Александр Вилейкис

Философ, сотрудник Центра новой философии ТюмГУ

Борис Грозовский

Журналист, экономический обозреватель, создатель телеграм-канала Events And Texts

«Это тренинг для вас, если вы работаете в консалтинге, учитесь или преподаете в университете, хотите заниматься научной журналистикой или писать экспертные колонки, работаете в медиа или просто интересуетесь миром „сложных“ текстов».

Как устроены занятия курса


Мы пользуемся программой Zoom. Вы покупаете билет и получаете все необходимые инструкции, а также ссылку на страницу видеоконференции, которая начинается в заранее установленное время. Одно занятие предполагает не более 30 участников и длится три часа с перерывом. Необходимо, чтобы на вашем компьютере (или планшете) работали камера и микрофон.

Занятия предполагают подготовку: вы получите небольшой список текстов (доступных онлайн), которые будут разбираться на занятиях. 

I. Как устроен хороший текст?

15 мая — 12 июня | сб 

Этот модуль уже прошел. Записи Zoom занятий модуля можно купить, пишите на info@inliberty.ru

1

15 мая | сб | 14:00–17:00

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШИЙ ТЕКСТ?

Александр Вилейкис,
Борис Грозовский

Что отличает хороший текст от плохого — и почему хороший текст должен волновать аудиторию? Как писать с удовольствием? Существуют ли общие принципы написания текстов в разных жанрах? Договоримся о нескольких правилах «хорошего» текста.

2

22 мая | сб | 14:00–17:00

ЧТО ГОВОРИТ АВТОР?

Александр Вилейкис

Даже пытаясь быть объективным, автор всегда занимает определенную ценностную позицию. Понимая ее, можно реконструировать, как автор пришел к именно такому выводу. Разберем это на примере исследований о коронавирусе.

3

29 мая | сб | 14:00–17:00

ГДЕ АРГУМЕНТ?

Александр Вилейкис

Любая позиция должна быть подкреплена аргументом. Как устроены аргументы — и как их найти в любом тексте, даже художественном? В каком случае аргументация работает хорошо, а когда кажется слабой? На примере нескольких академических текстов рассмотрим распространенные логические ошибки в аргументации, проследим связь аргумента с ценностной оптикой — и попытаемся понять, что такое хороший аргумент. 

4

5 июня | сб | 14:00–17:00

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СВОЙ ГОЛОС?

Михаил Ратгауз

Молодые авторы, которые начинают писать для публичных медиа, часто оказываются под гнетом этой публичности. Им кажется, что они входят в зону большей ответственности, строгих законов, чужого языка, на который нужно равняться. Но как обнаружить (и не потерять) свой собственный голос при переходе на публичный канал? 

5

12 июня | сб | 14:00–17:00

КАК БЫТЬ УБЕДИТЕЛЬНЫМ?

Александр Вилейкис

Что помогает тексту быть убедительным? Важны не только аргументы и доказательства, но и авторский голос. Чтобы история стала интересной, необходимо погрузить читателя в рассказ, сделать текст «иммерсивным». Разберем, как использовать в тексте драматургические приемы — и увлечь читателя. 

II. Как работать с академическими текстами?

17 июля — 14 авг | сб

Этот модуль уже прошел. Записи Zoom занятий модуля можно купить, пишите на info@inliberty.ru

1

17 июля | сб | 14:00–17:00

ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ?

Дарья Димке

Мы часто думаем, что научный текст — это чтение для посвященных. Это длинно и малопонятно, там много сложных слов. Однако хороший академический текст может быть захватывающим, как «Остров сокровищ». Чтобы понять, за счет чего достигается эта легкость, нужно разобраться в основах дисциплины, к которой относится конкретный текст. Как это делать, разберем на примере антропологии.

2

24 июля | сб | 14:00–17:00

ЧТО ТАКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО?

Ольга Зевелева

Статья в академическом журнале — это реплика в научном диалоге с другими исследователями. И у этого диалога есть свои правила. Разберем, что такое «академическое знание» и «академическое письмо», сориентируемся в запутанном пространстве русскоязычных и англоязычных научных журналов — и обсудим, как преодолеть страх чистого листа.

3

31 июля | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ (И ЧИТАТЬ) О ГОРОДЕ?

Александр Вилейкис

Разберем несколько классических и современных текстов о городском пространстве, посмотрим, как утроена их прагматика, аргументация и образная система. Научимся выстраивать цельный нарратив вокруг конкретного кейса, покажем как связаны современная экономика, социология, философия, урбанистика в текстах о городском пространстве — и как это влияет на нашу собственную городскую жизнь.

4

7 авг | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ (И ЧИТАТЬ) ОБ ЭКОНОМИКЕ?

Борис Грозовский

Как экономисты выдвигают и доказывают гипотезы? Как ориентироваться в экономических теориях и находить экономические данные, как их внятно и просто излагать? Изучим базовые приемы экономической колумнистики — и научимся деконструировать экономический текст.

5

14 авг | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ (И ЧИТАТЬ) ОБ ОБЩЕСТВЕ?

Павел Степанцов

Научимся опознавать разные типы социальных нарративов и увидим, как они формируют наши представления об обществе. Проанализируем несколько классических социологических работ, чтобы понять, с помощью каких приемов можно описать социальную реальность. Разберем основы социологического письма — научимся ставить исследовательский вопрос и рассмотрим способы описания конкретных эмпирических кейсов — «фрагментов» социальной реальности.

III. Как писать просто о сложном?

11 сен — 9 окт | сб

Как писать, осознанно выбирая тему, оптику, стиль, технику письма? В этом модуле рассмотрим стратегии и тактики письма

1

11 сент | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ, ЧТОБЫ ВАС ПОНЯЛИ?

Борис Грозовский

Если вам нужно написать о сложном так, чтобы это было понятно широкому кругу читателей, сложность содержания должна компенсироваться прозрачностью структуры текста и отсутствием лишних барьеров на пути читателя к его смыслу. Мы изучим, как этого добиваться, и поэкспериментируем со стилем, пытаясь убрать из текста то, что затрудняет его понимание.

2

18 сент | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ?

Борис Грозовский

Между академическим письмом и публицистикой существует промежуточная зона, в которую входят аналитические доклады (policy papers) и опинионы, которые нередко делаются по их мотивам. Такие тексты обычно адресованы неакадемической аудитории и имеют целью защитить тот или иной подход к решению политической проблемы. В чем особенности таких текстов — и как их писать?

3

25 сент | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ ФИЛОСОФСКИЙ ТЕКСТ?

Полина Ханова

Чем философские тексты отличаются от всех остальных? Может ли философский текст описывать заурядные, повседневные вещи? Как устроен этот тип письма — и зачем он нужен?

4

2 окт | сб | 14:00–17:00

КАК ПИСАТЬ DOCUFICTION?

Николай В. Кононов

Как устроен docufiction, художественный текст на основе документальных источников? Что может найти писатель в исследованиях из области социальных наук? Как использовать в литературе методы и теории социологии, антропологии, политологии и публичной истории? Найдем материал для историй на стыке документального и художественного — и применим к нему разные оптики.

5

9 окт | сб | 14:00–17:00

ТЕКСТ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ

Александр Вилейкис, Борис Грозовский

Как мысли, образы и отдельные куски повествования склеиваются в единую историю? На заключительном занятии тренинга научимся выстраивать повествование, которое превращает текст из лоскутного одеяла в целостный рассказ. 

Преподаватели


Михаил Ратгауз

Кинокритик, историк кино, заместитель главного редактора сайта Colta.ru

Дарья Димке

Филолог, искусствовед и антрополог, научный сотрудник  Европейского университета в Санкт-Петербурге

Павел Степанцов

Преподаватель факультета социологии МВШСЭН, руководитель отдела аналитики Synopsis group

Ольга Зевелева

Научный сотрудник Университета Хельсинки, кандидат социологических наук Кембриджского Университета

Полина Ханова

Философ, преподаватель философского факультета МГУ, член редколлегии журнала «Логос»

Николай В. Кононов

Журналист и писатель, автор книг «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» , «Код Дурова. Реальная история соцсети „ВКонтакте“ и ее создателя» и «Восстание. Документальный роман»

Что говорят участники


Полина Патимова

Редактор в образовательном проекте «Софт Культура» и архитектурной школе МАРШ

В курсе было много фундаментальных навыков — работать было очень интересно и во многих местах трудно. Спасибо за аналитическое чтение — совсем неочевидный метод, с помощью которого удобно работать над исследованиями. 

Анастасия Колчина

Архитектор, автор Forbes, директор проектов Центра исследований экономики культуры и городского развития

Курс потрясающе интересный, дал совершенно новую перспективу для восприятия и написания текстов. Преподаватели нереально вкладывались, что тяжело в Zoom —  большое им спасибо за интеллектуальный полет и человечность при этом. 

Наталья Колягина

Программный координатор, Международный мемориал

Отличный курс. У меня был конкретный запрос (разобраться в устройстве текстов об обществе) и я получила именно то, на что рассчитывала.