КАК УСТРОЕНО И КАК МЕНЯЕТСЯ
ГОСУДАРСТВО?

СТУДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА ОНЛАЙН

30 мая — 3 июня | вс–пт

Современное государство — кажется, что оно существовало всегда и без него невозможно представить себе человеческую жизнь, но это не так: государство возникло в определенных исторических обстоятельствах, менялось вместе с ними и продолжает меняться прямо сейчас.

Что современная социальная теория знает о происхождении государства, и как общество прошло путь от племенной жизни до «государства всеобщего благосостояния», а «кочующий бандит» превратился в «оседлого»? Как работает государственная машина и что ей двигает? Что мы должны государству, что оно должно нам — и чего, наконец, мы от него хотим?

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.

Участниками школы станут 100 студентов. Некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь


1

Видеть в окружающей социальной реальности не данность, а результат институционального дизайна

2

Думать об истории не как о череде сменяющих друг правителей, а как о процессе институциональных изменений

3

Не ждать от государства лишнего, но предъявлять ему требования, которые оно способно выполнить

Преподаватели


Илья Венявкин

Историк, сотрудник Яндекс.Практикум

Александр Вилейкис

Философ, сотрудник Центра новой философии ТюмГУ

Борис Грозовский

Экономический журналист, автор телеграм-канала EventsAndTexts

Анастасия Косачева

Социолог, магистрант Шанинки

Михаил Кром

Историк, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге

Вадим Новиков

Экономист, старший научный сотрудник РАНХиГС

Элла Панеях

Социолог, куратор школы

Полина Патимова

Архитектор, автор Telegram-канала «Projects & Principles», редактор проекта «Софт Культура»

Юлия Пацюкова

Социолог, MA in Sociology (University of Manchester), ведущий аналитик «КБ 23»

Кирилл Прудников

Старший продюсер Skillbox, методист школы

Александр Шушмарченко

Социолог

Елена Юришина

Юрист, социолог, докторант юридического факультета Университета Гранады


«На школе мы научимся думать о государстве как о меняющемся и автономном от общества явлении, как о чем-то, что способно рождаться, созревать, эволюционировать и устаревать. Мы поговорим об отношении государства с обществом и отдельными группами внутри общества, с соседями, соперниками и союзниками. Разберемся, когда государство становится двигателем развития для общества, а когда тормозом, и обсудим, как отличить одно от другого»

Программа


30 мая | вс

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО

И ЗАЧЕМ ОНО НАМ?

11.00–12.00
Intro

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, —  что такое государство и чего мы о нем не знаем?

12.00–13.00 Дискуссия в группах

ЧЕГО МЫ ХОТИМ ОТ ГОСУДАРСТВА?

Обсудим, чего мы сами хотим от государства, на что рассчитываем — и почему.

14.00–15.15 Лекция

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО — И ОТКУДА ОНО ВЗЯЛОСЬ?

Краткая история возникновения и развития государств — обсудим с историком Михаилом Кромом, как сформировались институты, в которых мы живем.


15.15–16.45 Дискуссия в группах 

ЕЖЕДНЕВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Как устроено наше взаимодействие с государством в ежедневной жизни? Обсудим и систематизируем.

17.00–19.00 Итоги

ГОСУДАРСТВО — ГРАЖДАНИН 

Подведем итоги групповой работы — и составим карту  систематических связей между гражданами и чиновниками.

19.00–19.15 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.


20.00–21.30 
After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

30 мая | вс

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО

И ЗАЧЕМ ОНО НАМ?

11.00–12.00
Intro

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, —  что такое государство и чего мы о нем не знаем?

12.00–13.00 Дискуссия в группах

ЧЕГО МЫ ХОТИМ ОТ ГОСУДАРСТВА?

Обсудим, чего мы сами хотим от государства, на что рассчитываем — и почему.

13.30–14.45 Лекция

ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО — И ОТКУДА ОНО ВЗЯЛОСЬ?

Краткая история возникновения и развития государств — обсудим с историком Михаилом Кромом, как сформировались институты, в которых мы живем.

15.00–16.30 Дискуссия в группах 

ЕЖЕДНЕВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Как устроено наше взаимодействие с государством в ежедневной жизни? Обсудим и систематизируем.

17.00–19.00 Итоги

ГОСУДАРСТВО — ГРАЖДАНИН 

Подведем итоги групповой работы — и составим карту систематических связей между гражданами и чиновниками.

19.00–19.15 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

20.00–21.30 
After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

31 мая | пн

ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

ВЛАСТЬ И ПОРЯДОК

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.10–18.50 Игра

УСТРОЙСТВО ПОРЯДКА

Разработаем стратегии «наведения порядка» в четырех кризисных ситуациях — чтобы понять, как мы можем думать о государстве и его функциях.

19.00–20.00 Лекция

ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

Как думали о природе государства классики политической науки — от Гоббса до Вебера? 


20.15–21.30 Дискуссия

СЛУГА ИЛИ ВОЖДЬ?

Государство — часть общества или отдельный игрок? Как видит себя само государство? 

21.30–21.45 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.00 
After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

31 мая | пн

ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

ВЛАСТЬ И ПОРЯДОК

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.10–18.50 Игра

УСТРОЙСТВО ПОРЯДКА

Разработаем стратегии «наведения порядка» в четырех кризисных ситуациях — чтобы понять, как мы можем думать о государстве и его функциях.

19.00–20.00 Лекция

ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА

Как думали о природе государства классики политической науки — от Гоббса до Вебера?

20.15–21.30 Дискуссия

СЛУГА ИЛИ ВОЖДЬ?

Государство — часть общества или отдельный игрок? Как видит себя само государство?

21.30–21.45 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.00 
After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

1 июня | вт

ГОСУДАРСТВО: SWOT-АНАЛИЗ

ЛУЧШЕ С НИМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.10–18.00 Ридинг-группы

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Прочтем главные тексты о том, как и почему общества работают без государства — и работают ли.

18.45–19.50 Лекция

ЛУЧШЕЕ ГОСУДАРСТВО

Зачем нужны государства, почему их так легко «взломать», и можно ли жить без них? Обсудим лучшие и худшие формы государственного устройства с точки зрения анархистов, антропологов и экономистов с экономическим обозревателем Борисом Грозовским.


20.00–21.30 Дебаты в группах

СТОРОЖ ИЛИ ОТЕЦ?

Обсудим две классические модели оптимального государства — «ночной сторож» и государство всеобщего благосостояния. Какая модель лучше для сегодняшнего дня — и есть ли еще альтернативы?

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

1 июня | вт

ГОСУДАРСТВО: SWOT-АНАЛИЗ

ЛУЧШЕ С НИМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?

17.00–17.10 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.10–18.00 Ридинг-группы

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Прочтем главные тексты о том, как и почему общества работают без государства — и работают ли.

18.45–19.50 Лекция

ЛУЧШЕЕ ГОСУДАРСТВО

Зачем нужны государства, почему их так легко «взломать», и можно ли жить без них? Обсудим лучшие и худшие формы государственного устройства с точки зрения анархистов, антропологов и экономистов с экономическим обозревателем Борисом Грозовским.

20.00–21.30 Дебаты в группах

СТОРОЖ ИЛИ ОТЕЦ?

Обсудим две классические идеи оптимального государства — «ночной сторож» и государство всеобщего благосостояния. Какая модель лучше для сегодняшнего дня — и есть ли еще альтернативы?

21.30–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

2 июня | ср

ГОСУДАРСТВО СНАРУЖИ

ЛЕВИАФАН И ЕГО СОСЕДИ

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.10–18.00 Ридинг-группы

ИЗВНЕ И ИЗНУТРИ

Прочтем несколько текстов о связи внешнеполитической стратегии государств и их внутренней политики.

18.45–19.50 Лекция

СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Как разные государства уживаются в одном тесном мире, и что это значит для их граждан? Обсудим войну, мир, международные отношения, глобализацию и сопротивление ей.


20.00–21.30 Дискуссия

МОИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Разберем, как связана внешняя политика государства и его отношения со своими гражданами — и как внешнеполитические интересы государств сочетаются с нашими собственными.

21.45–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

2 июня | ср

ГОСУДАРСТВО СНАРУЖИ

ЛЕВИАФАН И ЕГО СОСЕДИ

17.00–17.10 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.10–18.00 Ридинг-группы

ИЗВНЕ И ИЗНУТРИ

Прочтем несколько текстов о связи внешнеполитической стратегии государств и их внутренней политики.

18.45–19.50 Лекция

СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Как разные государства уживаются в одном тесном мире, и что это значит для их граждан? Обсудим войну, мир, международные отношения, глобализацию и сопротивление ей.

20.00–21.30 Дискуссия

МОИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Разберем, как связана внешняя политика государства и его отношения со своими гражданами — и как внешнеполитические интересы государств сочетаются с нашими собственными.

21.45–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

3 июня | чт

ЛОГИКА ГОСУДАРСТВА

ЧТО ЕМУ НАДО?

14.00–15.30 Лекция

ЧЕГО ХОЧЕТ ГОСУДАРСТВО?

Почему одни государства способствуют развитию своих стран, а другие подавляют рост? Почему одни нацелены на внешнюю экспансию, а другие — на экономическое благосостояние?

15.30–19.30 Игра

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Как государство решает задачи выживания и развития? Как строит отношения с соседями? Суммируем все, чему научились на школе, сыграем в «Цивилизацию» и научимся создавать стратегии развития территорий — с государствами и без.

19:30–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о государстве и ценностях, которые за ним стоят.

3 июня | чт

ЛОГИКА ГОСУДАРСТВА

ЧТО ЕМУ НАДО?

14.00–15.30 Лекция

ЧЕГО ХОЧЕТ ГОСУДАРСТВО?

Почему одни государства способствуют развитию своих стран, а другие подавляют рост? Почему одни нацелены на внешнюю экспансию, а другие — на экономическое благосостояние?

15.30–19.30 Игра

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Как государство решает задачи выживания и развития? Как строит отношения с соседями? Суммируем все, чему научились на школе, сыграем в «Цивилизацию» и научимся создавать стратегии развития территорий — с государствами и без.

19:30–20:00 Финал

ИТОГИ

Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о государстве и ценностях, которые за ним стоят.

Партнеры


Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам

2. Прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

4. Открыть нам доступ к видео и эссе

Дедлайн для заявки — 23 мая до конца дня.

Жюри определит участников школы 26 мая — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Врач или торговец?

В стране экономический кризис, налоговые сборы падают, инфляция растет. Помочь могут только решительные реформы, и в том числе приватизация государственной собственности, уменьшение бюрократического аппарата, пересмотр социальных обязательств. Бизнесу станет легче, и у экономики возникнет шанс набрать обороты, но учителям, врачам и «социально незащищенным группам» точно станет хуже. Как быть?

Кейс 2: Чистый лист

Ваш друг купил остров, чтобы жить там и развивать курортный бизнес, и правительство страны, в юрисдикции которой он находится, разрешило ему создать на острове структуры самоуправления. Кроме вашего друга, на острове есть еще 136 жителей, и именно вы приглашены для того чтобы разработать принципы управления их социальной жизнью — коммунальным хозяйством, транспортом, правоохраной и т.д. Какие принципы вы положили бы в основу островного самоуправления? В каких институтах нуждается остров вашего друга, а какие ему не нужны?

Кейс 3: Государственный космос

В 1966 году члены Генеральной ассамблеи ООН подписали договор, согласно которому космические пространства не могут принадлежать отдельным государствам. Сегодня некоторые страны предлагают отменить эту норму и разрешить государствам устанавливать суверенитет над теми небесными телами, на которые они смогут отправить пилотируемую миссию. По мнению авторов предложения, это поможет существенно ускорить освоение космоса и создаст мощные стимулы для того чтобы страны вкладывали средства в собственные космические программы. Нужно ли поддержать авторов предложения?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения

25 апреля | ср