КАК РАБОТАЕТ ДЕМОКРАТИЯ?

СТУДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА ОНЛАЙН

14–18 ноя | вс–чт

Демократия — это не только политический режим, но и способ организации взаимодействия между людьми. В человеческих отношениях всегда есть место власти, и демократия — ответ на вопрос, как устроить отношения так, чтобы власть увеличивала нашу свободу и равенство возможностей.

Демократия менялась на протяжении тысячелетий и продолжает развиваться сегодня. А это означает, что существуют разные взгляды на то, что такое демократия, и разные подходы к ее организации. У каждого из них есть свои сильные стороны, каждый открывает собственные возможности, все они совершенствуются благодаря технологиям, общественным изменениям и развитию социальной теории.

На школе InLiberty вы узнаете о вызовах, которые стоят сегодня перед демократией, поймете принципы демократической организации, увидите их преимущества и ограничения — и научитесь конкретным техникам демократии.

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ПРОГРАММА

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Как проходит школа


Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.

Участниками школы станут 100 студентов. Некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.

Вы научитесь


1

Понимать основные принципы демократии и отличать демократию от других форм общественного устройства

2

Различать наиболее влиятельные теории демократии, сравнивать их преимущества и ограничения

3

Использовать
инструменты демократии, чтобы принимать сложные коллективные решения

Преподаватели


Станислав Андрейчук

Руководитель аналитической группы движения «Голос»

Илья Венявкин

Историк, руководитель направления soft-skills курсов Яндекс.Практикум 

Георгий Ванунц

Научный сотрудник Центра современных политических исследований (ИОН РАНХиГС)

Нина Гондаренко

Преподаватель института общественных наук РАНХиГС

Дарья Димке

Филолог, искусствовед и антрополог, научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге

Илья Иншаков

Преподаватель Департамента политики и управления НИУ ВШЭ, аспирант Школы по политическим наукам НИУ ВШЭ

Зоя Комарова

Аспирантка центр «Стасис» ЕУСПб

Дмитрий Лебедев

Политический теоретик, аспирант Центра практической философии Stasis Европейского университета в Санкт-Петербурге

Артемий Магун

Философ, профессор политической теории демократии Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный редактор журнала «Стасис»

Сергей Машуков

Социолог, аспирант ЕУСПб, продюсер и ведущий подкаста о социальных науках instudies

Кирилл Прудников

Руководитель программ педагогических практик в Skillbox, методист школы

Никита Смирнов

Сотрудник лаборатории
политико-психологических исследований ВШЭ

Арнольд Хачатуров

Социолог, аспирант НИУ ВШЭ, редактор «Новой газеты»

Лев Шилов

Директор Центра гуманистической урбанистики Европейского университета в Санкт-Петербурге

Григорий Юдин

Философ, социолог, профессор Шанинки, преподаватель совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ, автор книги «Общественное мнение, или Власть цифр», куратор школы


Программа


14 ноя | вс

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ

Демократия — это власть народа? Или это честные выборы? Или это свобода слова? Или верховенство закона? Обсудим, как возникла идея демократии и что в нее изначально было заложено, а также научимся различать ее разновидности

11.00–12.00
Intro и дискуссия в группах

О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?

Поговорим о том, что будет происходить на школе, и составим план работы на неделю.

12.00–13.30 Лекция

ИДЕЯ ДЕМОКРАТИИ

Обратимся к истокам демократии в Афинах и выясним, какими были ее изначальные принципы и как они менялись. Выделим основные теории демократии и обсудим, почему демократией порой называют разные и даже несовместимые друг с другом политические формы.

14.30–16.30 Игра

НАЙДИ ДЕМОКРАТИЮ

Разберем современные политические системы на части и посмотрим, что в них есть демократического (а что — олигархического или монархического). Какая теория демократии лучше всего соответствует США, Швейцарии, России, Боливии, Канаде?


16.45–18.30 Ридинг и решение кейсов

СМЫСЛ КОНФЛИКТА

Никколо Макиавелли широко известен как идеолог циничного отношения к политике, но этот взгляд давно отброшен политической мыслью. Мы обратимся к ключевым демократическим идеям Макиавелли и выясним, за что тот ценил конфликты, может ли демократия сочетаться с другими формами правления и как народ способствует сохранению и процветанию республики.

19.00–19.20 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

20.00–21.30 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

15 ноя | пн

ВЫБОР ИЛИ ЖРЕБИЙ

Демократию всегда отождествляют с выборами, но выборы изначально не были демократическим институтом; недаром в демократической традиции куда большую роль играет жребий. Есть ли ему место в современных демократиях? 

17.00–17.15 Intro 

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.15–18.30 Лекция

ПРОТИВ ВЫБОРОВ

Выборы все чаще становятся объектом жесткой критики. Почему избирательная демократия может вести к политической апатии и элитизму — и в таком случае, какова альтернатива? Откуда взялась идея жребия в политике — и можно ли представить, что довериться случаю лучше, чем выбрать своих представителей? Обсудим с теоретиком демократии Артемием Магуном.

18.45–19.15 Дискуссия

РАНДОМИЗАТОР

Рассмотрим примеры использования жребия в современных политических системах в последние десять лет. Выясним, как отличаются эти модели, в чем их достоинства, насколько они эффективны и стоит ли их развивать. 


19.30–21.45 Игра

ПО ВОЛЕ СЛУЧАЯ

Каково это — положиться на волю случая в принятии решений? Узнаем при помощи игры в жребий и обсудим, как она меняет отношения и коммуникацию между нами.

21.45–22.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.30 
After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

16 ноя | вт

КОНСЕНСУС И КОНФЛИКТ

Один из ключевых принципов демократии — коммуникация: мы не просто суммируем и подсчитываем наши предпочтения, а меняем их в результате взаимодействия друг с другом. Но как найти общий язык между разными интересами и не перессориться? А впрочем, всегда ли конфликт — это так уж плохо? Каким образом конфликт и консенсус сочетаются в демократии и как управлять ими?

17.00–17.15 Intro в группах

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.15–18.30 Лекция

ХУДОЙ МИР И ДОБРАЯ ССОРА

Как типичные городские конфликты разрешаются на практике при помощи делиберативных и партиципаторных процедур? На примере современного Петербурга обсудим способы работы с городскими сообществами и инициативами жителей со Львом Шиловым и Дарьей Димке.

18.45–21.00 Игра

ВКЛЮЧЕНИЕ

Разберем несколько конфликтных кейсов и придумаем  партиципаторную практику их разрешения.


21.20–21.35 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

22.00–23.30 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

17 ноя | ср

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Что такое демократия если не прямое выражение мнений через голосование? Но как устроена процедура референдумов и плебисцитов — и как меняют ситуацию современные технологии? Электронное голосование — это благо или зло?

17.00–17.15 Intro

ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ

Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.

17.15–18.30 Лекция

ИСТОРИЯ ПЛЕБИСЦИТОВ

Всеобщее избирательное право укрепилось всего сто лет назад — и вместе с ним в современную политику пришли плебисциты. Поговорим о том, кто и зачем их вводил, а также почему идея «давайте просто проголосуем» пользуется сегодня такой популярностью.

18.30–19.30 Дискуссия

БУДУЩЕЕ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

Россия стала мировым лидером по внедрению электронного голосования. Хорошо это или плохо для демократии? Можно ли отделить проблему честности подсчета от проблемы формы участия? Обсудим со Станиславом Андрейчуком.


19.30–22.30 Дизайн-сессия

КАК РАЗРАБОТАТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМУ?

Сегодня мы живем в мире, который дает невиданные технологические возможности. Придумаем вместе инструмент электронной демократии, который укрепит ее базовые принципы.

22.30–23.00 Фидбэк

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.

23.00–00.00 After hours

КУРИЛКА-ОНЛАЙН

Переведем дух — и поболтаем с кураторами.

18 ноя | чт

ХОРОШАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Что если демократия приведет к власти тирана и таким образом отменит себя саму? Можно ли так сформулировать демократическую конституцию, чтобы этого не произошло? 

14.00–15.30 Лекция

ДЕМОКРАТИЯ VS КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Между идеей конституционализма и идеей народного суверенитета всегда были непростые отношения. Как они сочетаются друг с другом — и должна ли конституция ограничивать или защищать демократию?

15.30–19.30 Игра

СПАСТИ ДЕМОКРАТИЮ

В конституции каждой страны есть своя «черная дыра» — раздел с правилами изменения самой конституции. Как спроектировать его так, чтобы гарантировать существование демократии? Или, возможно, воспроизводство демократии вообще не зависит от содержания конституции? В ходе итоговой игры поэкспериментируем с дизайном правил и сравним получившиеся результаты.

19.45–20.30 Фидбек

ИТОГИ

Подведем итоги школы и поймем, изменились ли наши представления о том, как устроена демократия и что нужно для ее эффективной работы.

Партнеры


Как попасть на школу


В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Участие в школе бесплатно. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно: 

1. Заполнить простую форму регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне с заявкой

2. Прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон

3. Также прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже

4. Открыть нам доступ к видео и эссе

Заявку можно подать до 7 ноября включительно.

Жюри определит список участников школы 10 ноября — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.

Темы для эссе


Кейс 1: Власть экспертов

Некоторые считают, что главную политическую угрозу сегодня представляют некомпетентные люди, которые получают в свои руки рычаги управления. Другие полагают, что принятие решений узурпировали эксперты, и в результате растет отчуждение граждан от политики. Что важнее для демократии — компетентность или гражданская вовлеченность?

Кейс 2: Большинство

Коллективные решения часто принимаются методом большинства: вариант, который набирает большинство голосов, считается принятым к действию. Является ли этот принцип демократическим — и что делать с мнением меньшинства?

Кейс 3: Диктатура закона

Жить по закону — политический идеал, известный еще из истории Древней Греции. Однако порой закон устанавливает тиран, который делает это в своих интересах и против интересов народа. Можно ли не соблюдать несправедливый закон и как определить, когда и для кого это допустимо?

Несколько советов для тех, кто пишет эссе


  1. Выберите один из кейсов
  2. Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
  3. Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
  4. Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
  5. Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
  6. Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения