30.09–28.10.2019 | пн | 19:00–21:30
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс
Мы болезненно реагируем на критику, игнорируем аргументы, которые противоречат нашим убеждениям, и не признаемся в собственных ошибках даже себе. Мы боимся сомнения — для нас это признак слабости, а не силы — и не умеем сомневаться конструктивно. Но есть и хорошие новости: это можно исправить.
Адвокатом дьявола называют того, кто умышленно занимает позицию «против», чтобы испытать и усилить позицию «за» (или наоборот). Умение смотреть на себя и свои идеи с противоположной стороны — полезный интеллектуальный навык, который сделает ваши мысли и слова глубже и убедительнее.
Виктор Горбатов
Философ, старший преподаватель
Школы философии ВШЭ
Юлия Горбатова
Философ, доцент
Школы философии ВШЭ
«К чужому мнению, как и к фактам, мы относимся одинаково — нам нравится то, что подтверждает наше мнение, а то, что ему противоречит, мы попросту не замечаем. Но из-за неспособности сомневаться в себе мы часто смотрим на вещи однобоко и не всегда умеем договориться друг с другом. Поэтому мы сделали курс про сомнение как интеллектуальный инструмент: собрали кейсы, упражнения и игры, с помощью которых можно серьезно „прокачать“ свое мышление — сделать его более точным и глубоким»
1
Оценивать свои идеи со стороны
2
Предупреждать аргументы своих оппонентов
3
Убеждать других и работать в команде
Курс состоит из пяти вечерних занятий в группе от 30 до 50 человек. Каждое занятие включает в себя короткие лекционные модули и, главным образом, игры и дискуссии, которые позволяют не просто узнавать новые факты и концепции, но делать их частью собственного интеллектуального опыта — интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником и даже куратором своего образовательного процесса.
1
30 сент | пн
19:00–20:00 Интро и лекция
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
ПОЧЕМУ МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ ДОВОДЫ ОППОНЕНТА?
Мы систематически игнорируем или недооцениваем факты, плохо согласующиеся с имеющимися у нас убеждениями и гипотезами. Как научиться вставать на противоположную точку зрения, чтобы узнавать новое и прояснять слабые и спорные стороны собственной позиции?
20:10–21:30 Игра
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛОГИКИ
КАК МЫ ДУМАЕМ?
Грамотная критика со стороны оппонентов может помочь выявить скрытые посылки собственных рассуждений. В игровой форме попробуем реконструировать пропущенные посылки в речи собеседников.
2
7 окт | пн
19:00–20:00 Лекция
КАРТА АРГУМЕНТАЦИИ
КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ НИТЬ РАССУЖДЕНИЙ?
Часто мы не можем понять, как связаны тезисы и аргументы оппонента — и потому не можем воспринять его критику. Мы теряем нить рассуждения и отвлекаемся на малозначимые частности. Чтобы не искажать позицию другого и грамотно критиковать свою собственную, научимся составлять аргументационные карты.
20:10–21:30 Игра
АРБИТР
КТО ВЫИГРАЛ В СПОРЕ?
Как понять, кто победил в споре? При помощи аргументационных карт попробуем оценить ход спора и структуру аргументации — собственной и оппонента.
3
14 окт | пн
19:00–20:00 Лекция
ДРУГОЙ
ЧТО ЕМУ НУЖНО?
Споря с другими, мы сосредоточены на собственных целях и интересах и не принимаем во внимание ценности и интересы противоположной стороны. Что изменится, если заранее представить себе позицию другого и попытаться согласовать с ней свои интересы?
20:10–21:30 Игра
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
КАК УСТРОЕНЫ ВАШИ ОППОНЕНТЫ?
Каждому из участников достается карточка с описанием его личных и командных интересов. В процессе игры участникам нужно будет проанализировать аргументы собеседников и угадать их скрытые цели и ценности.
4
21 окт | пн
19:00–20:00 Лекция
УПРЯМЫЕ ФАКТЫ
КАК ПОДТВЕРДИТЬ ГИПОТЕЗУ?
Строя гипотезы, мы можем недооценивать одни факты и переоценивать другие. Разберемся с тем, как формулируются гипотезы, и попробуем оценить доказательную силу фактов разного типа. Узнаем, что о подтверждении гипотез говорят базовая теория вероятностей и математическая статистика.
20:10–21:30 Игра
ТЕОРЕМА БАЙЕСА
КАК ПРИДУМАТЬ СИЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ?
Используя одну из основных теорем теории вероятностей, теорему Байеса, рассмотрим несколько кейсов и сконструируем самые убедительные доказательства наших гипотез.
5
28 окт | пн
19:00–21:30 Игра
СУД ПРИСЯЖНЫХ
КТО ПРАВ?
Учимся вставать на сторону «за» и сторону «против»: возьмем несколько реальных кейсов из судебной практики и попробуем рассмотреть их в форме суда присяжных, где обвинение должно доказать вину подсудимых, защита — найти свидетелей, готовых подтвердить их невиновность, а судьи — вынести непредвзятое решение.
Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.
Столярный переулок, дом 3, корпус 1
InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:
Ксения Плетнер
Независимый консультант,
После уикенда в InLiberty я вышла немного другой: я по-другому читаю тексты и статьи — слежу за линией аргументации автора и недостатками во внутренней логике его аргументов. В восприятии будто бы добавился новый объем, появилось другое измерение — и с этой третьей позиции лучше всего видно, как устроены разные точки зрения и как они динамически раскрываются в споре.
Александр Сидоровский
Медиа-менеджер
Я думал, что просто хорошо проведу время, но в результате переосмыслил парочку моральных ценностей, подискутировал, познакомился с умными собеседниками и вдохновился увлеченными спикерами. У InLiberty получилось нащупать формат где-то в золотой середине между лекциями, воркшопом и неформальным дружеским общением. Поэтому время здесь пролетает, как на ускоренной перемотке.
Екатерина Чернявская
Руководитель маркетинга и коммуникаций Strabag
Подумать только, что 50 взрослых работающих людей тратят собственные силы, деньги и свободное время на разговоры. Это не добавляет строчек в их резюме, не дает сертификат в рамочке, не делает селфи с медалью: здесь разговаривают, спорят и обсуждают — вдумчиво, осознанно, с уважением к себе и собеседникам — так, как, пожалуй, мало где еще. Оказывается, эдьютеймент приносит особое, очень непохожее на другие ощущения, удовольствие.