ЛЕВИАФАН
ПРОТИВ
ЗOМИИ
16–27.04.2018
6 занятий | 20 ак. часов | 8500 руб.
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс
Современное государство — кажется, что оно существовало всегда и без него невозможно представить себе человеческую жизнь, но это не так — государство возникло в определенных исторических обстоятельствах, менялось вместе с ними и продолжает меняться прямо сейчас. Разбираться в этих изменениях значит разбираться в институциональном дизайне современного общества и быть способным менять его к лучшему.
Элла Панеях
Социолог, доцент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. В прошлом — директор Института проблем правоприменения в Европейском университете в Санкт-Петербурге
«Современные формы общественной организации — сети, горизонтальные сообщества, свободные объединения людей — справляются с традиционными функциями государства все лучше, и все легче «вытекают» из-под жесткой сетки государственного регулирования. В этом курсе мы будем говорить о происхождении современного государства и причинах его могущества и упадка, о попытках жизни вне государства и его, а следовательно и нашем, будущем»
1
Думать об истории не как о череде сменяющих друг правителей, а как о процессе институциональных изменений
2
Видеть в окружающей социальной реальности не данность, а результат институционального дизайна
3
Разрабатывать сервисы и проекты, которые могут менять социальную среду вокруг вас и во всей стране
Иллюстрации: MicroProse
Историк, директор образовательных программ InLiberty
Политолог, публицист, эксперт по направлению «Институты и общество» в Центре стратегических разработок
Дизайнер, предприниматель, основатель журнала «Афиша», сервиса «Сделано» и агентства «Ценципер»
Преподаватель факультета социальных наук Высшей школы экономики
Дмитрий Рогозин
Социолог, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук
Социолог, старший научный сотрудник Института проблем правоприменения в Европейском Университете в Санкт-Петербурге
едато, радио «Коммерсант 93,6
1
16 апреля | пн
19:00–19:30 Интро
СТАЦИОНАРНЫЙ БАНДИТ: ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТРУКТ
Элла Панеях
Что современная социальная теория знает о происхождении государств? Краткий рассказ о том, как «кочующий бандит» превратился в «оседлого».
19:45–21:30 Игра
ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ
Элла Панеях, Михаил Комин, Илья Венявкин
Как государство решает задачи выживания и развития? Как строить отношения с соседями? Сыграем в «Цивилизацию» и научимся создавать стратегии развития территорий.
2
18 апреля | ср
19:00–19:45 Лекция
НАЧАЛО: ПОЯВЛЕНИЕ ЛЕВИАФАНА
Элла Панеях
Краткая история появления и развития государств от Средних веков до наших дней — как сформировались институты, в которых мы живем?
20:00–21:30 Дебаты
ПЕТР I: ВСЕ ЗА И ПРОТИВ
Элла Панеях, Илья Венявкин
Как опыт модернизации России выглядит в общемировом контексте? Что было бы с Россией, если бы Петр I не провел реформы, и какую цену за них заплатило население страны? Сыграем за и против Петра.
3
20 апреля | пт
19:00–21:30 Игра
ИНСТИТУТЫ МОДЕРНА: ДИЗАЙН СРЕДЫ
Кирилл Титаев, Илья Венявкин
Государственные институты — образование и медицина, армия и полиция — и даже такие простые вещи как паспорт или фамилии существовали не всегда и появились на свет благодаря каким-то конкретным причинам. Существуют ли эти причины до сих пор, или какие-то из этих институтов могли устареть? Попробуем ответить на этот вопрос, смоделировав их заново.
4
23 апреля | пн
19:00–20:00 Лекция
ИСКУССТВО БЫТЬ НЕПОДВЛАСТНЫМ: МОДЕРНИЗМ, БЕГСТВО И СОПРОТИВЛЕНИЕ
Элла Панеях
Государство стремится быть вездесущим, но именно поэтому всегда находятся люди, которые не хотят жить под его опекой. Сообщества таких «уклонистов» часто называют Зомией, по имени высокогорного региона Юго-Восточной Азии, где десяткам миллионов людей десятилетиями удавалось избегать взаимодействия с государством. Что мы знаем о Зомии?
20:15–21:30 Дискуссия
«ГАРАЖНАЯ ЭКОНОМИКА»: ЖИЗНЬ ВНЕ ПРИГЛЯДА
Элла Панеях, Артемий Позаненко
Как современные россияне выстраивают взаимоотношения с государством и почему берут на себя некоторые из его базовых функций? Поговорим про ежедневную жизнь жителя России.
5
25 апреля | ср
19:00–19:45 Кейс
САМОРАЗВИТИЕ, РАЗНООБРАЗИЕ И ДРУГИЕ ЦЕННОСТИ: КАК ОБЩЕСТВО СТАЛО ПРОГРЕССИВНЕЕ ГОСУДАРСТВА
Элла Панеях
Индустриальному обществу государство обеспечивало для процветания главное — стабильность, безопасность и стандартизацию. Но современным людям нужно нечто большее, и того же требует современная модель экономического развития. Что прогрессивнее — люди или институты?
20:00–21:30 Игра
УБЕЖДЕНИЯ, ЦЕННОСТИ И СТРАХИ: КАРТА ИДЕЙ
Дмитрий Рогозин, Элла Панеях
Определим ценностные предпочтения участников курса и проанализируем, как они сочетаются с ценностями российских институтов.
6
27 апреля | пт
19:00–21:30 Игра
СДЕЛАНО: РЕМОНТ ТИПОВОГО ГОСУДАРСТВА
Илья Осколков-Ценципер, Элла Панеях
Налоговая система — это не слепок национального характера, а устройство общественного транспорта — не выражение народного духа: это всего лишь государственные институты, и их кто-то когда-то придумал. Как создавать новые социальные формы и механизмы и что можно поменять в сегодняшнем государстве?
Этот курс пройдет в Impact Hub Moscow — удобном пространстве для работы и мероприятий на Китай-городе.
InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:
Русина Лекух
Директор по маркетингу, «Учитель для России»
Ребята, это было так круто. Четыре дня честного разговора о том, что ценно, а что нет, как мы можем применять к политике нравственные категории, как простраивать грамотную аргументацию. Я давно не испытывала такого вдохновения.
Наталья Рыжова
Директор по коммуникациям банка «Открытие»
Тренинг, после которого еще несколько дней пытаешься переварить все услышанное и волей-неволей начинаешь по-новому воспринимать даже обычные, ежедневные коммуникации.
Сергей Бортничек
Ивент-менеджер, оргкомитет Чемпионата мира по футболу
Хочу отметить интересную подачу сложного материала, актуальные примеры логических ошибок из окружающей действительности, а также, повторюсь, практическую полезность изучаемых навыков.