28.03–25.04.2019 | чт | 19:00
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс
Каждый день мы обсуждаем друг с другом самые разные вопросы — надо ли давать деньги на благотворительность, можно ли повышать налоги, какая система здравоохранения должна быть в нашей стране, можно ли свободно носить оружие, писать гадости в социальных сетях и запрещать аборты.
Кажется, что все это разные вещи, и по каждому вопросу у человека должно быть отдельное мнение. Но часто случается, что это не так: зная несколько мнений вашего собеседника можно предсказать, что он скажет почти по любому важному политическому вопросу. Как так выходит?
Как возникают связи между, казалось бы, разрозненными представлениями? Как устроены два самых распространенных видения мира — «правое» и «левое»? Насколько они реальны, что их различает, — и достаточно ли их для того, чтобы ориентироваться в современном мире?
Этот курс поможет вам разобраться в том, как устроены основные разногласия во взглядах на общество, и выработать собственную позицию.
Андрей Бабицкий
Журналист, главный редактор проекта «ПостНаука»
«Мы так много спорим о политике, обществе и жизни, что пора уже получать от этого удовольствие. Если научиться видеть, почему мы думаем то, что думаем, и почему наши оппоненты с нами не согласны, наш мир станет куда более сложным, но, как ни странно, и куда более понятным»
1
Разбираться в своих и чужих политических взглядах
2
Думать и спорить об устройстве общества
3
Находить, а не терять единомышленников
Занятия проходят раз в неделю по вечерам в группе размером от 30 до 50 человек. Курс состоит из лекций и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта. Интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником образовательного процесса.
1
28 марта | чт
19.00–19.45 Лекция
КТО Я?
Андрей Бабицкий
Насколько реальны наши идентичности и на что они дают нам индульгенцию? Где проходит грань между выбором групповой принадлежности и оправданием собственных недостатков? Должны ли окружающие уважать наши способы говорить о самих себе? Быстрое знакомство и введение в проблематику курса.
20.00–21.30 Кейс-стади
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ
Элла Россман
Откуда берутся и что значат такие слова, как «мужчина», «венгр» и «шизофреник»? Можно ли считать, что они — лишь навязанные нам абстракции, за которыми не стоит никаких объективных различий? Попробуем разобраться, как устроена логика социального конструкционизма, и разберем конкретные кейсы, в которых она проявляется.
2
4 апреля | чт
19.00–19.45 Лекция
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Андрей Бабицкий
Все согласны с тем, что у человека есть права, но вот какие именно — это предмет вечного спора. Как правые и левые думают о правах, и почему философ Бентам называл саму эту идею «чушью на ходулях»?
20.00–21.30 Кейс-стади
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ
Андрей Зорин
Важное направление политической теории исходит из того, что люди всегда по-разному представляют себе свое благо и не могут договориться об общих ценностях, а кроме того, обладают разными знаниями и умениями. Поэтому идеальное общественное устройство должно позволять уживаться и процветать совершенно разным людям. На конкретных примерах посмотрим, к чему приводит такой взгляд на устройство общества.
3
11 апреля | чт
19.00–19.45 Лекция
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Андрей Бабицкий
Мало кто спорит и с тем, что футбол устроен справедливо, и с тем, что справедливо устроена шведская система здравоохранения. Однако, это две совсем разные справедливости. Как может быть устроено хорошее общество и как об этом спорить? Разберем разные теории социальной справедливости и посмотрим, как они по-разному описывают одни и те же ситуации.
20.00–21.30 Кейс-стади
(НЕ)РАВЕНСТВО
Григорий Юдин
Может ли социальная теория быть нейтральной по отношению к описываемому ею обществу? Может ли она сама по себе быть инструментом борьбы за лучший, эмансипированный мир, максимально свободный от подавления людей? Можно ли достичь равенства между людьми — и что в принципе означает равенство? Проработаем несколько кейсов и посмотрим, как меняется наш взгляд на общество в зависимости от выбранной позиции.
4
18 апреля | чт
19.00–19.45 Лекция
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Андрей Бабицкий
Какие поступки должны считаться проступками, всегда ли преступник виноват в том, что он сделал, и какое наказание можно считать справедливым? Определим круг самых важных вопросов, которые нужно держать в голове, когда речь заходит про нарушение закона.
20.00–21.30 Кейс-стади
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ
Михаил Пожарский
Можно ли объяснить разные социальные факты убеждениями и интересами конкретных людей? Не существует «мигрантов», но есть конкретный человек, которому нужна работа. Нет чиновников или милиции, но есть статс-секретарь Иванов и сержант Петров. Разберем конкретные кейсы и проверим пределы применимости этого подхода.
5
25 апреля | чт
19.00–21.30 Игра
ДЕБАТЫ XXII ВЕКА
Андрей Бабицкий, Илья Венявкин, Екатерина Кронгауз
Чтобы принимать решения, основанные на ценностях и учитывающие все многообразие социальных факторов, люди придумали формат состязательных дебатов. Мы воспроизведем главные споры человечества в интерьерах будущего. Попробуем применить все интеллектуальные инструменты, полученные за время курса в больших итоговых дебатах.
Илья Венявкин
Историк, директор образовательных программ InLiberty
Андрей Зорин
Историк культуры, профессор Оксфордского университета
Екатерина Кронгауз
Журналист, создатель сервиса Kidsout, ведущая подкаста «Так вышло»
Михаил Пожарский
Публицист, видео-блогер
Элла Россман
Культуролог, преподаватель Школы культурологии Высшей школы экономики
Григорий Юдин
Социолог, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук
Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.
InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:
Иван Махалин
Начальник отдела регулирования финансовых инструментов в Банк России
Доступный, незанудный разговор об этике, политике, философии сознания и мысленных экспериментах, который объединил людей разных профессий. Спасибо за опыт взаимодействия, свежие идеи и вдохновение.
Ксения Плетнер
Независимый консультант,
экс-руководитель направления подготовки персонала Microsoft
Так радостно, что в современном мире не обязательно идти в ВУЗ на пять лет, чтобы обрести доступ к знанию лучших профессоров. К счастью, это можно сделать в режиме открытого короткого интенсива «по выбору». Быстро, точно, целенаправленно.
Это не просто возможность послушать лекции — главное, что я могу поучаствовать в серии игр и через работу в группе и дискуссии быстро увидеть свои шаблоны мышления и получить бесценный материал для последующей рефлексии.
Михаил Гайдамака
Продюсер интерактивных цифровых медиа
Важное умение, на которое обращает внимание тренинг — это умение уважать и слышать оппонента. Теперь я отношусь к дебатам не как к соревнованию, в котором нужно выиграть, а как к возможности высказаться всем сторонам и сформировать общее, более компетентное мнение.