20–21.04.2019 | сб вс | 11:00–19:30
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс
Принято считать, что человек — существо рациональное, но что такое рациональность и где пролегают ее границы? Мы очень умны, однако принимаем решения, руководствуясь самыми разными мотивами: мы следуем логике, полагаемся на опыт, извлекаем пользу, подчиняемся эмоциям, ищем удовольствия (взять хотя бы этот пончик!), а иногда осознанно делаем что-то себе во вред.
То, как человек совершает выбор, изучает особая наука — поведенческая экономика. Зная о ее открытиях и умея ими пользоваться, мы сможем научиться жить лучше — принимать более взвешенные и эффективные решения и успешно взаимодействовать с другими людьми, учитывая их намерения и стимулы.
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс
Алексей Белянин
Экономист, заведующий
международной лабораторией экспериментальной
и поведенческой экономики Высшей школы экономики
«Как думаете, сколько решений в день в среднем принимает взрослый человек? Ответ может показаться неожиданным: около 35 000. Конечно, не все они могут считаться вполне сознательными, и тем более не все они равно важны — однако уж при таком-то опыте мы, несомненно, должны научиться принимать их наилучшим образом? Отнюдь нет. Многие наши решения, даже самые продуманные, впоследствии оказываются ошибочными, причем даже с нашей собственной точки зрения. Почему так происходит? Кто в этом виноват — мы ли сами, или злосчастное стечение обстоятельств? И наконец — можно ли что-то с этим сделать?»
Интервью с куратором курса Алексеем Беляниным о том, как поведенческая экономика меняет представление
о человеке.
Cуществует ли в природе рациональное поведение и могут ли экономисты описать чувства? Видеозапись дискуссии Алексея Белянина и Ростислава Капелюшникова.
1
Делать выбор, опираясь
на главные открытия экономической науки
2
Избегать типичных ошибок, совершаемых при принятии решений
3
Разбираться в основах поведенческой экономики и теории игр
Занятия проходят раз в неделю по вечерам в группе размером от 30 до 50 человек. Курс состоит из лекций и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта. Интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником образовательного процесса.
20 апреля | сб
11:00–12:00 Интро
Считаете ли вы себя рациональным человеком? Проверим при помощи задач на рациональное принятие решений и тестов на когнитивную рефлексию.
12:15–13.15 Лекция
Как устроена модель рационального принятия решений? Что такое полезность? Чем отличаются решения в условиях достоверности, риска и неопределенности? Как современная наука объясняет, почему в реальной жизни мы ведем себя иррационально?
13:30–14:30 Эксперимент
Как мы действуем в ситуации риска и как риск влияет на качество принимаемых нами решений? Проверим при помощи простого эксперимента.
14:30–15:30 Перерыв на обед
15:30–16:30 Лекция
«Эффект якоря», «эффект обрамления», «эффект наделенности», несклонность к потерям: как описать самые часто встречающиеся отклонения нашего поведения от стандарта рациональности? Как можно эти отклонения объяснить и описать? Обсудим, что экономисты узнали о нашем поведении, объединившись с когнитивными психологами.
16:45–19:00 Практика
Узнаем, какие поведенческие модели принятия решений появились в последнее время и попробуем применить их на практике.
19:00–19:30 Итоги
Как избежать ловушек собственной «нерациональности»: подведем итоги дня и договоримся о домашнем задании.
21 апреля | вс
11:00–12:00 Интро
Разберем домашнее задание и обсудим, что может дать теория игр для понимания реальных проблем в повседневной жизни, бизнесе и политике.
12:15–13:15 Лекция
Что влияет на выбор нашей стратегии? Правда ли, что люди всегда стремятся максимизировать собственную выгоду? Познакомимся с примерами самых основных экономических игр и узнаем, как ведут себя их участники в ходе поведенческих экспериментов и в реальной жизни.
13:30–14:30 Эксперимент
Сказываются ли культура и общественные настроения на отношении к таким социальным явлениям, как справедливость, неравенство, честность или склонность к кооперации? Проверим при помощи эксперимента.
14:30–15:30 Перерыв на обед
15:30–16:30 Лекция
Как устроены наши ожидания? Как часто мы ошибаемся, пытаясь предсказать поведение других людей? Всегда ли о намерениях другого человека можно судить по его действиям? Можем ли мы рассчитывать, что наши благие намерения будут верно поняты и истолкованы другими людьми? И как быть, если вдруг оказывается, что это не так?
16:45–18:45 Эксперимент
Можно ли придумать такие правила игры, которые были бы выгодны всем игрокам? Как создается общественное благо и какие препятствия стоят на пути достижения согласия в большом коллективе? Поговорим о кооперации в формате простого эксперимента.
18:45–19:30 Итоги
Подведем итоги двух дней работы и поговорим о том, как достигается взаимовыгодный обмен и как научиться максимизировать сотрудничество и практики кооперации.
Илья Венявкин
Историк, директор образовательных программ InLiberty
Григорий Чернов
Экономист, аспирант лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики Высшей школы экономики
Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.
InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:
Эрик Мамбетакунов
Финансовый директор Сhop-Chop
Эти тренинги запустили цепочку новых знаний о самоопределении, о справедливости, свободе, морали и искусстве цивилизованного общения. О Reebok, конечно, как без него. Тренеры — крутаны. Никакой учительской пошлости. Легко, динамично. Как-будто общаешься с более умными, мудрыми друзьями на кухне.
Федор Выломов
Директор аналитического департамента РАСК
Тренеры из InLiberty идеально чувствуют золотую середину между теорией и практикой, успешно чередуя их в течение всего курса. С одной стороны, за достаточно короткий период времени они провели теоретический интенсив из лучшего мирового опыта, причём с качественным фидбэком по возникающим у аудитории вопросам. С другой же стороны, дают возможность сразу применить пройденный инструментарий на практике. Рекомендую курс каждому: любому менеджеру, журналисту, чиновнику, аналитику, всем тем, для кого крайне важно корректно и четко доносить свои посылы до окружающих и иметь инструменты для защиты идей.
Екатерина Чернявская
Руководитель маркетинга и коммуникаций Strabag
Подумать только, что 50 взрослых, работающих людей, тратят собственные силы, деньги и свободное время на разговоры. Это не добавляет added value в их CV и не выдает сертификат в рамочке. Здесь разговаривают, спорят и обсуждают: вдумчиво, осознанно, уважительно к себе и собеседникам — так, как мало где еще. Оказывается, edutainment приносит особое, очень непохожее на обычные дискуссии, удовольствие.