Второе

мнение

Введение в медицинскую этику

Курс Анны Сонькиной-Дорман и Льва Брылева

15.11–13.12.2018 | чт 19:00–21:30

5 занятий, 12,5 часов, 9 500 руб.

Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс


Есть ли в медицине меньшее зло? Может ли врач обманывать пациента? Как взвесить риски врачебного решения? Этические вопросы встают перед врачом так же часто, как вопросы о диагнозе и назначениях, то есть каждый день, но отвечать на них в медицинских институтах не учат. И это понятно: этика — это не набор правил, а способ думать. Что должен знать об этике современный врач? И что о медицинской этике должен знать современный пациент?

Кураторы


Анна
Сонькина-Дорман

Врач-педиатр, врач паллиативной помощи в клинике «Чайка»

Лев Брылев

Заведующий отделением Городской клинической больницы им. В.М. Буянова, медицинский директор Благотворительного фонда «Живи сейчас»

Вы научитесь


1

Различать этику и прагматику и смотреть на мир с этической точки зрения

2

Понимать, как устроены сложные медицинские дилеммы и их решения

3

Работать в команде, формулировать и отстаивать собственную позицию

Программа


1

15 ноября | чт

19.00–21.30 Интро

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

Анна Сонькина-Дорман, Лев Брылев

Какие моральные обязательства берет на себя человек, когда он становится врачом? Как эти принципы меняются со временем, зависят от эпохи и общества, в котором живет врач? Что такое быть «хорошим врачом» сегодня? И может ли пациент быть «плохим» или «хорошим»? На вводном занятии обсудим главные этические теории, которые помогают врачу принимать сложные решения, и составим список ситуаций, в которых в больнице не обойтись без этики.


2

22 ноября | чт

19.00–19.30 Дискуссия

ЛОЖЬ ВО БЛАГО

Лев Брылев, Илья Венявкин

Можно ли обманывать пациента ради его же блага? Есть ли разница между сознательным обманом, сокрытием информации и манипуляцией контекстом? Может ли врач продолжать лечение, если не верит, что оно принесет результат?

19.30–21.30 Интервью и кейс

ПРАВДА ВРАЧА И ПРАВДА БОЛЬНОГО

Лев Брылев, Михаил Ласков

Как выстраивать отношения со смертельно больными людьми? Что делать, если пациент не готов принять правду? Можно ли исказить информацию ради спасения пациента — например, умолчать о рисках, чтобы больной согласился на самое эффективное лечение?


3

29 ноября | чт

19.00–19.30 Дискуссия

КТО РЕШАЕТ?

Анна Сонькина-Дорман

Кто должен принимать решение о судьбе и здоровье пациента? Как совместить уважение к индивидуальной воле с научными знаниями и требованиями законодательства? Может ли врач проигнорировать волю пациента и его семьи, чтобы спасти ему жизнь?

19.30–21.30 Интервью и кейс

РЕАНИМАЦИЯ

Анна Сонькина-Дорман, Денис Проценко

Как принимать сложные решения, от которых зависит жизнь и смерть человека, тем более, если счет идет на секунды? Имеют ли родственники право находиться в реанимации и как понять, на какое лечение согласен пациент, если он на грани сознания?


4

6 декабря | чт

19.00–20.30 Дискуссия

БОЛЬНИЦА КАК ИНСТИТУТ

Анна Сонькина-Дорман

Современный врач зачастую выполняет функции администратора и юриста, как правило он — госслужащий. Как распределять ограниченные ресурсы между этими ролями? Как делить силы и время между пациентами? Нужен ли врачу жесткий план, или он может довериться спонтанному порядку?

20.30–21.30 Лекция

РОЖДЕНИЕ КЛИНИКИ

Мария Туторская

Как устроены понятия «больной» и «здоровый» в современном обществе? Какие проблемы и конфликты связаны с самим устройством больницы? Как и под влиянием каких факторов клиника появилась и менялась на протяжении истории? Как будет выглядеть больница будущего


5

13 декабря | чт

19.00–21.30 Игра

ДЕНЬ В БОЛЬНИЦЕ

Андрей Бабицкий, Лев Брылев, Илья Венявкин, Анна Сонькина-Дорман

Представьте себе обычный день в больнице: врачи, пациенты и администраторы в условиях цейтнота решают свои сложные задачи. Сможете ли вы сформулировать для себя набор принципов и придерживаться их в течение одного рабочего дня в больнице?

Участники


Андрей Бабицкий

Журналист, главный редактор проекта «ПостНаука»

Илья Венявкин

Историк, директор образовательных программ InLiberty

Михаил Ласков

Врач, глава Клиники амбулаторной онкологии и гематологии

Денис Проценко

Главный врач Городской клинической больницы им. С.С. Юдина

Мария Туторская

Историк, сотрудник Центра развития историко-медицинских музеев России

Место


Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.

  Столярный переулок, дом 3, корпус 1

Что говорят участники


InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:

Екатерина Родионова

Младший клинический исследователь в фармацевтической компании Sanofi

Впервые познала удовольствие обучения для себя. Оказалось, что и лекции записываются, и домашку готовить интересно, и новых занятий с трепетом ждешь.

Русина Лекух

Директор по маркетингу, Учитель для России

Четыре дня честного разговора о том, что ценно, а что нет, как мы можем применять к политике нравственные категории, как преодолеть нарощенный цинизм, как простраивать грамотную аргументацию и не допускать логических ошибок, свойственных всем сторонам в российском публичном пространстве. Я давно не испытывала такого вдохновения.

Наталья Рыжова

Директор по коммуникациям банка «Открытие»

Тренинг, после которого еще несколько дней пытаешься переварить все услышанное и волей-неволей начинаешь по-новому воспринимать даже обычные, ежедневные коммуникации.