08.11–06.12.2019 | пт | 19:00
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили курс
Современная академическая музыка решительно не похожа на музыку предыдущих столетий. Композиторы ХХ века отказывались от мелодии и ритма, увлекались звукоизвлечением из самых неожиданных предметов и пытались придумать новые, изощренные способы сочинительства. В результате современная музыка оказалась едва ли не самой непроницаемой областью искусства, ее бывает непросто слушать и, главное, неясно, зачем это делать. Но это впечатление легко исправить.
08.11–06.12.2019 | пт | 19:00
Напишите нам, если хотите,
чтобы мы повторили тренинг
Современная академическая музыка решительно не похожа на музыку предыдущих столетий. Композиторы ХХ века отказывались от мелодии и ритма, увлекались звукоизвлечением из самых неожиданных предметов и пытались придумать новые, изощренные способы сочинительства. В результате современная музыка оказалась едва ли не самой непроницаемой областью искусства, ее бывает непросто слушать и, главное, неясно, зачем это делать. Но это впечатление легко исправить.
Алексей Мунипов
Журналист, критик, куратор, автор telegram-канала «Фермата» и книги «Фермата. Разговоры с композиторами»
«Мы будем учиться слушать и разбирать новую музыку, понимать, где ее место в истории и почему она получилась именно такой. Изучать техники придумывания нового, которые наработали композиторы за последние сто лет, и обсуждать, как их можно использовать в других сферах жизни. А с помощью споров и диспутов о музыке — учиться выстраивать аргументацию, отстаивать собственную позицию, лучше понимать окружающий мир и решать — на неожиданном материале — ключевые вопросы века: кто должен платить за сложное искусство? Что такое традиция и что такое авангард? Как работает креативность? Как рождается идеология? А поскольку это музыкальный курс, мы не ограничимся теорией, будем много слушать и попробуем сами что-нибудь сочинить и исполнить»
1
Слушать сложную музыку и отличать сериализм от минимализма, а спектрализм от алеаторики
2
Понимать, «что хотел сказать художник» и как музыка связана с другими искусствами, историей и политикой
3
Говорить о своих музыкальных впечатлениях вслух, не боясь выглядеть наивным или невежественным
Занятия проходят в группе от 30 до 50 человек. Курс состоит из лекций и, в первую очередь, из игр и дискуссий, которые позволяют не просто узнать новые факты и концепции, а сделать их частью собственного интеллектуального опыта. Интерактивные форматы дают возможность отойти от обучения в роли пассивного слушателя и стать полноценным участником собственного образовательного процесса. В частности, чтобы разобраться в устройстве современной музыки, вам придется поработать над собственным музыкальным сочинением и исполнить его.
Дмитрий Курляндский
Композитор, музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский, художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край) и композиторской лаборатории «Открытый космос» в Москве
Сергей Невский
Композитор, обладатель премии «Золотая маска»
Владимир Раннев
Композитор, музыковед, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ. Обладатель премии «Золотая маска»
Алексей Сысоев
Композитор, импровизатор, изобретатель собственной системы инструкций для музыкантов-импровизаторов. Обладатель премии «Золотая маска»
1
8 ноя | пт | 19:00–21:30
Вводная лекция
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МУЗЫКОЙ В XX ВЕКЕ — И ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС?
Алексей Мунипов
Академическая музыка в XX веке пережила удивительные изменения — заметная ее часть стала неожиданно сложной и зачастую непроницаемой для неподготовленного слушателя. Что случилось и с чем это связано? Что можно считать главными композиторскими изобретениями XX века, и что с ними стало в XXI?
2
15 ноя | пт | 19:00–21:30
Дискуссия
КТО ПЛАТИТ ЗА МУЗЫКУ?
Владимир Раннев, Алексей Мунипов
Классическая музыка традиционно создавалась на деньги богатых патронов и для небольшой аудитории ценителей. Из этого правила всегда было множество исключений, но в XX веке спор о том, кто должен оплачивать сложные музыкальные эксперименты, вспыхивает с новой силой. Заметная часть композиторов осознанно и публично отказалась от желания понравиться широкой аудитории, которая все равно ничего в ней не понимает. Другие, напротив, удачно сочетали свои представления о новой музыке и ограничения, накладываемые рынком. Какая стратегия выигрышней, чья позиция справедливей?
3
22 ноя | пт | 19:00–21:30
Воркшоп
О ЧЕМ ЭТА МУЗЫКА?
Сергей Невский, Алексей Мунипов
Музыка — самое абстрактное из искусств, но на протяжении всего XX века ее использовали для самых разных идеологических нужд. Может ли музыка быть свободной от идеологии и от исторического контекста? Что может сделать композитор, чтобы устранить саму возможность внедрить идеологию в музыку? Как меняются отношения слушателя и исполнителя, и почему это тоже политика? Композитор Сергей Невский расскажет, как политический контекст влияет на композиторские стратегии. А в дополнение к этому нарисует графическую партитуру нового сочинения и исполнит ее вместе с участниками курса.
4
29 ноя | пт | 19:00–21:30
Лекция-перформанс
ГДЕ КОНЧАЕТСЯ МУЗЫКА?
Дмитрий Курляндский, Алексей Мунипов
На протяжении всего XX века композиторы отчаянно пытались понять, где заканчивается музыка и что точно ею не является. Мелодия, гармония, тональность, профессиональное исполнение, концертный зал — композиторы год за годом отказывались от всех привычных составляющих академической музыки. Может ли сочинение состоять из набора текстовых инструкций или схем? Быть написано для одного-единственного слушателя? Вообще не содержать звуков? Звучать только в нашем воображении? Композитор Дмитрий Курляндский объяснит, что он думает по этому поводу, а важной частью его рассказа станет постановка перформанса со всеми участниками занятия.
5
6 дек | пт | 19:00–21:30
Воркшоп
ЗАЧЕМ НУЖНЫ КОМПОЗИТОРЫ СЕГОДНЯ?
Алексей Сысоев, Алексей Мунипов
Для нового поколения современных композиторов источником вдохновения стала свободная импровизация — неидиоматическое музицирование, во время которого музыка рождается прямо на глазах слушателей, «здесь и сейчас». Появление волны импровизаторов ставит под сомнение необходимость существования последнего форпоста академической музыки — человека, который эту музыку придумывает. На завершающем занятии курса композитор Алексей Сысоев объяснит основные принципы и подходы свободной импровизации и вместе с участниками ею и займется — чтобы музыка, о которой спорили на протяжении всего курса, наконец появилась на свет.
Этот курс подготовлен командой InLiberty. Мы много лет занимаемся просветительскими и образовательными проектами, а теперь у нас есть собственное пространство InLiberty Рассвет с постоянной программой культурных событий и целой системой курсов об устройстве общества и свободы.
Столярный пер., 3 корпус 1, 2 эт.
InLiberty проводит тренинги, летние школы и публичные дискуссии уже много лет. Вот что говорят об этом их участники:
Никита Комаров
Директор «ПИК Аренда»
Алексею Мунипову удалось собрать ведущих современных российских композиторов и заставить их рассказать то, что невозможно узнать о музыке из книжек. Наиболее интересные части курса — те, где преподаватели делятся опытом своих персональных исследований и подходом к композиции. В остальном, программа сформирована так, чтобы показать самые разные аспекты современной академической музыки через интерактивное взаимодействие: в какой-то момент можно, например, обнаружить себя музыкантом оркестра потешных инструментов, или примерить роль соискателя композиторского гранта.
Максим Гаркалов
Старший менеджер корпоративной отчетности МТС
Самое ценное в программах InLiberty — возможность открыть что-то новое в себе и для себя, путем обсуждения «острых» вопросов с очень разными и при этом очень интересными людьми. Главная проблема в том, что потом сложно остановиться.
Ирина Солдатенкова
Старший менеджер по диджитал дистрибуции The Walt Disney Company CIS
Современная и интересная подача, хорошая дружественная атмосфера, незаурядные образовательные темы. Получила огромный объем знаний буквально за несколько занятий, на которые ушли бы годы самостоятельного изучения.