5–10 июля | вс–пт
Еще недавно общим местом в России были разговоры о моральной катастрофе, а сегодня мы переживаем настоящую этическую революцию. Затронет ли она все общество, мы пока не знаем. Но мы уже можем разобраться, что это значит для нас самих.
Жизнь в мире, подчиненном этическим императивам, требует особых интеллектуальных навыков. Этика — это не свод правил, которые нужно выучить, а способ думать и смотреть на мир. Этические дилеммы потому и являются дилеммами, что не имеют правильных решений.
Умению смотреть на себя и на мир через призму этических категорий посвящена первая школа студенческой программы «Я думаю».
Как проходит школа
Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full-time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.
Участниками школы станут 100 студентов: некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.
Вы научитесь
1
Разбираться в этических теориях
и понимать их роль в общественной дискуссии
2
Использовать
этические категории, принимая решения и оценивая решения других
3
Аргументировать свою этическую позицию и вести диалог с теми, кто не разделяет ваши ценности
Преподаватели
Полина Аронсон
Социолог, журналист, редактор порталов dekoder и openDemocracy, постоянный автор Colta
Анастасия Бабаш
Исследовательница, блоггер, докторантка факультета гуманитарных наук университета Тарту, создательница телеграм-канала «Настя про философию»
Андрей Бабицкий
Журналист, соавтор подкаста «Так вышло»
Илья Венявкин
Историк, директор образовательных программ InLiberty
Артем Земцов
Политолог, сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ
Андрей Зорин
Историк культуры, профессор Оксфорда и МВШСЭН
Анастасия Кальк
Политический философ, социолог, докторантка Новой школы социальных исследований, Нью-Йорк, создательница телеграмм-канала Философия Нью-Йорка
Арсений Куманьков
Философ, доцент факультета гуманитарных наук Школы философии НИУ ВШЭ
Гала Максудова-Елисеева
Преподаватель, аспирант школы Философии НИУ ВШЭ
Кирилл Мартынов
Философ, доцент НИУ ВШЭ, редактор отдела политики «Новой газеты»
Сергей Машуков
Философ, выпускник магистерской программы по социологии МВШСЭН и Университета Манчестера
Максим Мирошниченко
Теоретик культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ
Полина Нездийковская
Философ, экс-сотрудница ООН, специалист по мониторингу социальных проектов, волонтер НГО в Индии
Кирилл Прудников
Преподаватель, заместитель директора школы им. Горчакова
Егор Стрельцов
Политолог, стажер исследовательского центра Res Publica
Григорий Часовских
Преподаватель кафедры биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО, РНИМУ им. Пирогова
Программа
5 июля | вс
ЭКСПРЕСС-ТУР ПО МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАЧЕМ НУЖНА ЭТИКА?
11.00–12.00 Intro
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, и заключим социальный контракт
12.00–13.00 Знакомство
КТО Я — И ЧТО МНЕ ВАЖНО?
Как мы определяем свою идентичность — и какие этические проблемы нас волнуют? Краткое знакомство участников и кураторов школы
13.30–14.30 Дебаты
ДЕОНТОЛОГ ПРОТИВ УТИЛИТАРИСТА
Рассказ о главных этических теориях в форме дебатов кураторов школы Андрея Бабицкого и Кирилла Мартынова
14.30–15.30 Кейс-стади
ЭТИКА КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПОХИ
Обсудим четыре универсальные дилеммы из недавней карантинной жизни
16.00–17.00 Лекция
ЛУЧШЕ, КОГДА БОЛЬШЕ, НО ПОРОВНУ
Обсудим популярные теории справедливости вместе с философом Арсением Куманьковым
17.00–18.00 Брейнсторм
ЗАЧЕМ НУЖНА ЭТИКА?
Сформулируем неразрешимые этические вопросы
18.00–18.45 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
19.30–21.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
5 июля | вс
ЭКСПРЕСС-ТУР ПО МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАЧЕМ НУЖНА ЭТИКА?
11.00–12.00 Intro
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, и заключим социальный контракт
12.00–13.00 Знакомство
КТО Я — И ЧТО МНЕ ВАЖНО?
Как мы определяем свою идентичность — и какие этические проблемы нас волнуют? Краткое знакомство участников и кураторов школы
13.30–14.30 Дебаты
ДЕОНТОЛОГ ПРОТИВ УТИЛИТАРИСТА
Рассказ о главных этических теориях в форме дебатов кураторов школы Андрея Бабицкого и Кирилла Мартынова
14.30–15.30 Кейс-стади
ЭТИКА КОРОНАВИРУСНОЙ ЭПОХИ
Обсудим четыре универсальные дилеммы из недавней карантинной жизни
16.00–17.00 Лекция
ЛУЧШЕ, КОГДА БОЛЬШЕ, НО ПОРОВНУ
Обсудим популярные теории справедливости вместе с философом Арсением Куманьковым
17.00–18.00 Брейнсторм
ЗАЧЕМ НУЖНА ЭТИКА?
Сформулируем неразрешимые этические вопросы
18.00–18.45 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
19.30–21.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
6 июля | пн
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
ЭТИКА В СВЕТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
ВСЕ ПО НАУКЕ
Как нас изучают социальные науки — и что они про нас поняли? Читаем и обсуждаем несколько самых важных текстов
18.00–19.30 Дискуссия
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Как понимание человеческой природы может помочь нам разрешить сложные общественные дилеммы? Обсудим с философом Григорием Часовских
20.00–21.30 Кейс-стади
МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ ЛУЧШЕ — И НУЖНО ЛИ?
Примерим оптику поведенческой экономики и эволюционной биологии к кейсу из реальной жизни
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА
Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор
6 июля | пн
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
ЭТИКА В СВЕТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
ВСЕ ПО НАУКЕ
Как нас изучают социальные науки — и что они про нас поняли? Читаем и обсуждаем несколько самых важных текстов
18.00–19.30 Дискуссия
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Как понимание человеческой природы может помочь нам разрешить сложные общественные дилеммы? Обсудим с философом Григорием Часовских
20.00–21.30 Кейс-стади
МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ ЛУЧШЕ — И НУЖНО ЛИ?
Примерим оптику поведенческой экономики и эволюционной биологии к кейсу из реальной жизни
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА
Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор
7 июля | вт
ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО
ЭТИКА И ТЕХНОЛОГИИ
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
КАК ВЫГЛЯДЯТ ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНОФОБИИ?
Отменят ли технологии этику? Мозговой штурм и проблематизация
18.00–19.00 Лекция
РОЖДЕНИЕ БИОМАШИНЫ
Будут ли кого-то волновать этические принципы, если можно будет жить вечно? Обсудим с философом Максимом Мирошниченко
19.30–21.00 Проектное задание
ДИЗАЙН ЭТИКИ
Уже через пять лет на рынке могут появиться импланты, улучшающие интеллектуальные способности человека. Как должно регулироваться их производство?
21.15–21.45 Презентация и фидбэк
ДИЗАЙН ЭТИКИ — 2
Обсудим итоги проектной работы — и этого дня
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
7 июля | вт
ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО
ЭТИКА И ТЕХНОЛОГИИ
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
КАК ВЫГЛЯДЯТ ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНОФОБИИ?
Отменят ли технологии этику? Мозговой штурм и проблематизация
18.00–19.00 Лекция
РОЖДЕНИЕ БИОМАШИНЫ
Будут ли кого-то волновать этические принципы, если можно будет жить вечно? Обсудим с философом Максимом Мирошниченко
19.30–20.30 Проектное задание
ДИЗАЙН ЭТИКИ
Уже через пять лет на рынке могут появиться импланты, улучшающие интеллектуальные способности человека. Как должно регулироваться их производство?
20.30–21.00 Презентация и фидбэк
ДИЗАЙН ЭТИКИ — 2
Обсудим итоги проектной работы — и этого дня
22.00–23.00 After hours
БУДКА ФИЛОСОФА
Вечерний стенд-ап со-автора подкаста «Так вышло» Андрея Бабицкого
8 июля | ср
СВОИ И ЧУЖИЕ
ЭТИКА И ИДЕНТИЧНОСТЬ
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ
Прочтем и обсудим главные тексты об этических дилеммах, связанных с принадлежностью людей к группам
18.00–19.30 Дебаты в группах
ДАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Нужно ли солидаризоваться с проблемами студентов, если вы — студент? Должен ли мужчина испытывать вину за патриархат?
20.00–21.30 Лекция и дискуссия
ФЕМИНИЗМ И ЭТИКА
Какое значение имеют коллективные идентичности? Поговорим о феминизме и обсудим проекты гендерного равенства с социологом Анастасией Кальк
21.45–22.15 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.15–23.15 After hours
БУДКА ФИЛОСОФА
Философ Кирилл Мартынов обсуждает кампании бойкота и общественного порицания
8 июля | ср
СВОИ И ЧУЖИЕ
ЭТИКА И ИДЕНТИЧНОСТЬ
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ
Прочтем и обсудим главные тексты об этических дилеммах, связанных с принадлежностью людей к группам
18.00–19.30 Дебаты в группах
ДАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Нужно ли солидаризоваться с проблемами студентов, если вы — студент? Должен ли мужчина испытывать вину за патриархат?
20.00–21.30 Лекция и дискуссия
ФЕМИНИЗМ И ЭТИКА
Какое значение имеют коллективные идентичности? Поговорим о феминизме и обсудим проекты гендерного равенства с социологом Анастасией Кальк
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
БУДКА ФИЛОСОФА
Философ Кирилл Мартынов обсуждает кампании бойкота и общественного порицания
9 июля | чт
ИМПЕРАТИВ СЧАСТЬЯ
ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ
17.00–18.00 Intro и ридинг группа
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором — и прочтем несколько текстов про тему дня
18.00–19.00 Лекция
НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«Никто никому ничего не должен» — этот императив многим кажется ключом к отношениям, где царит равенство и нет места насилию. Но так ли это на самом деле? Обсудим с социологом Полиной Аронсон
19.30–20.30 Проектное задание
ДИЗАЙН ЭТИКИ — 3
Разработаем этические стандарты для дейтингового приложения и кодекс взаимоотношений преподавателя и студента
20.45–21.45 Презентация
ДИЗАЙН ЭТИКИ — 4
Разберем лучшие проекты по итогам предыдущей сессии
21.45–22.15 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.15–23.15 After hours
ПРАВО НА КОНСЕНТ
С участием Андрея Бабицкого поспорим, в каких случаях мы считаем согласие достигнутым — и когда без него можно обойтись
9 июля | чт
ИМПЕРАТИВ СЧАСТЬЯ
ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ
17.00–18.00 Intro и ридинг группа
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором — и прочтем несколько текстов про тему дня
18.00–19.00 Лекция
НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«Никто никому ничего не должен» — этот императив многим кажется ключом к отношениям, где царит равенство и нет места насилию. Но так ли это на самом деле? Обсудим с социологом Полиной Аронсон
19.30–20.30 Проектное задание
ДИЗАЙН ЭТИКИ — 3
Разработаем этические стандарты для дейтингового приложения и кодекс взаимоотношений преподавателя и студента
20.30–21.30 Презентация
ДИЗАЙН ЭТИКИ — 4
Разберем лучшие проекты по итогам предыдущей сессии
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
ПРАВО НА КОНСЕНТ
С участием Андрея Бабицкого поспорим, в каких случаях мы считаем согласие достигнутым — и когда без него можно обойтись
10 июля | пт
МОРАЛЬНЫЕ ПЛЕМЕНА
ВОЗМОЖНА ЛИ ОБЩАЯ ЭТИКА?
11:00–15:30 Игра
МОРАЛЬНЫЕ ПЛЕМЕНА
В мире сосуществуют множество разных людей с разными представлениями о моральных нормах. Смогут ли они договориться об общих правилах — и на основании чего?
16:00–17:00 Заключительная лекция
ЭТИКА КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
Откуда берутся и как меняются этические нормы? Поговорим о том, как связаны этика и культура с историком, профессором Оксфорда Андреем Зориным.
17:30–18:30 Финал
ИТОГИ
Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о жизни, обществе — и друг о друге
10 июля | пт
МОРАЛЬНЫЕ ПЛЕМЕНА
ВОЗМОЖНА ЛИ ОБЩАЯ ЭТИКА?
11:00–15:30 Игра
МОРАЛЬНЫЕ ПЛЕМЕНА
В мире сосуществуют множество разных людей с разными представлениями о моральных нормах. Смогут ли они договориться об общих правилах — и на основании чего?
16:00–17:00 Заключительная лекция
ЭТИКА КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
Откуда берутся и как меняются этические нормы? Поговорим о том, как связаны этика и культура с историком, профессором Оксфорда Андреем Зориным.
17:30–18:30 Финал
ИТОГИ
Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о жизни, обществе — и друг о друге
Как попасть на школу
В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно:
1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам
2. Прислать на contest@inliberty.ru короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон
3. Также прислать на contest@inliberty.ru короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже
Дедлайн для заявки — 21 июня до конца дня.
Жюри определит участников школы 30 июня — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.
Темы для эссе
Кейс 1: Спасительная вакцина
Представим, что вакцина от коронавируса наконец создана. Привить все население Земли (страны, города) одновременно не получится, и потому нужен какой-то принцип очередности. Кто должен получить вакцину первым? Самые уязвимые группы — люди со слабым здоровьем, пожилые? Или, наоборот, дети? Или те, кто занимается борьбой с вирусом, — врачи, чиновники? Может, вакцину нужно просто пустить в открытую продажу? Или распределить с помощью жребия? Предложите решение и обоснуйте его.
Кейс 2: Университетский профессор
На одной из пар в университете вы услышали как лектор, заслуженный профессор, любимый и уважаемый многими студентами, делает сексистское замечание в адрес одной из девушек. Он намекает на то, что его лекция, возможно, для нее слишком сложна, но это не страшно, поскольку девушка вскоре выйдет замуж, и знания ей не понадобятся. И это не первый такой случай. Как вы поступите? Будете ли реагировать на слова профессора на лекции или после нее и как? Как в принципе должны разрешаться подобные ситуации в университете?
Кейс 3: Цена жизни
Эпидемия поставила государство перед выбором: либо жесткий карантин до конца лета ценой закрытия и разорения огромного числа предприятий и бизнесов, либо сохранение свободы предпринимательства — ценой большей нагрузки на здравоохранение и большей смертности. Точных прогнозов нет, но решение нужно принимать уже сейчас. Какой сценарий предпочтительнее? Какой логикой нужно руководствоваться при принятии таких решений?
Кейс 4: Кто сколько стоит?
В нашем обществе есть врачи, которые спасают жизни людей, и есть рок-музыканты и автогонщики, которые ставят ценность человеческой жизни под сомнение — воспевают саморазрушение и чрезвычайно эффектно и публично его осуществляют. Все бы ничего, если бы не разница в социальном поощрении этих двух стратегий: даже самые успешные врачи зарабатывают на порядки меньше, чем звезды Вудстока и «Формулы-1». Как оценить это различие с этической точки зрения? Нужно ли предпринимать что-то для исправления этой ситуации?
Несколько советов для тех, кто пишет эссе
- Выберите один из кейсов
- Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
- Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
- Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
- Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
- Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения
25 апреля | ср