23–27 авг | вс–чт
Сколько существует общество, столько люди думают о том, какая политическая система лучше других представляет интересы человека и что именно отличает «доброе» правление от «дурного». Консенсус был достигнут в XX веке, когда общепризнанным политическим идеалом стала демократия, однако с тех пор все изменилось.
Оказалось, что демократические режимы могут приводить к власти авторитарных политиков или популистов, способны принимать идиотские решения, часто проигрывают не-демократиям в экономике и в целом политически нестабильны. Утверждение о кризисе демократии стало общим местом, и вопрос о «добром» правлении снова в повестке дня.
Что не так с демократией — или с тем, как мы о ней думаем, — какой она бывает и как работает, можно ли починить ее — и что все это значит не для учебника истории, а для каждого из нас?
Как проходит школа
Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full-time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.
Участниками школы станут 100 студентов: некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.
Вы научитесь
1
Разбираться в устройстве
политических режимов и стоящих за ними ценностей
2
Использовать
инструменты демократии, чтобы принимать сложные коллективные решения
3
Аргументировать свою позицию — и вести диалог с теми, кто не разделяет ваши ценности
Преподаватели
Юрий Агафонов
Научный сотрудник Лаборатории прикладного политического анализа СЗИУ РАНХиГС, докторант Университета Хельсинки
Илья Венявкин
Директор образовательных программ InLiberty
Владимир Гельман
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки
Иван Григорьев
Доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Григорий Голосов
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Маргарита Завадская
Научный сотрудник факультета политических наук Европейского университета в СПб и Александровского института Университета Хельсинки
Михаил Комин
Директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений
Егор Коробкин
Политолог, ведущий эксперт проектного центра «Инфометр»
Иван Курилла
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Илья Локшин
Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Элеонора Минаева
Политолог, научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований, Пермь
Виктория Полторацкая
Аспирант Центрально-европейского университета (CEU, Будапешт)
Кирилл Прудников
Заместитель директора школы им. Горчакова
Егор Стрельцов
Политолог, стажер исследовательского центра Res Publica
Программа
23 авг | вс
ЭКСПРЕСС-ТУР ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЗАЧЕМ НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ?
11.00–12.00 Intro
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, — и сразу же устроим голосование
12.00–13.00 Лекция
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ?
Обсудим, в каких условиях и почему появились демократические институты — вместе с политологом Иваном Григорьевым
13.30–14.45 Брейнсторм в группах
КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ЦЕННОСТИ
Что делает демократию демократией — и какие ценности лежат в ее основе? Разделимся на группы и определим неотъемлемые черты демократии
15.00–16.30 Лекция
КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ИНСТИТУТЫ
Обсудим основные типы демократических институтов и начертим базовое устройство демократии вместе с политологом Ильей Локшиным
17.00–19.00 Игра
СТРАНА Х — ИНСТИТУТЫ Y
Подберем для ряда представленных в игре стран институты, наиболее соответствующие их политическому и социальному контексту, а потом проверим, что там было в реальности
19.30–20.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
20.30–22.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
23 авг | вс
ЭКСПРЕСС-ТУР ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЗАЧЕМ НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ?
11.00–12.00 Intro
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на этой неделе, — и сразу же устроим голосование
12.00–13.00 Лекция
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕМОКРАТИЯ?
Обсудим, в каких условиях и почему появились демократические институты — вместе с политологом Иваном Григорьевым
13.30–14.45 Брейнсторм в группах
КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ЦЕННОСТИ
Что делает демократию демократией — и какие ценности лежат в ее основе? Разделимся на группы и определим неотъемлемые черты демократии
15.00–16.30 Лекция
КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ: ИНСТИТУТЫ
Обсудим основные типы демократических институтов и начертим базовое устройство демократии вместе с политологом Ильей Локшиным
17.00–19.00 Игра
СТРАНА Х — ИНСТИТУТЫ Y
Подберем для ряда представленных в игре стран институты, наиболее соответствующие их политическому и социальному контексту, а потом проверим, что там было в реальности
19.30–20.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
20.30–22.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
24 авг | пн
ГЛАВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
И ЧТО С НЕЙ ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Прочтем фрагменты книги Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» и обсудим ценности и идеи, которые легли в основу политического устройства США
18.00–19.00 Кейс-стади
ПРИРОДА ПРОТЕСТА
Может ли демократия решить проблему равенства прав? Поговорим с историком и американистом Иваном Куриллой о причинах Black Lives Matter
19.30–21.30 Игра
НАКАНУНЕ ШТОРМА
Поиграем в сослагательное наклонение: если представить себе политический климат в Америке до начала протестов — что можно было бы сделать иначе?
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА
Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор
24 авг | пн
ГЛАВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
И ЧТО С НЕЙ ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Прочтем выдержки из книги Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке» и обсудим ценности и идеи, которые легли в основу политического устройства США
18.00–19.00 Кейс-стади
ПРИРОДА ПРОТЕСТА
Может ли демократия решить проблему равенства прав? Поговорим с историком и американистом Иваном Куриллой о причинах Black Lives Matter
19.30–21.30 Игра
НАКАНУНЕ ШТОРМА
Поиграем в сослагательное наклонение: если представить себе политический климат в Америке до начала протестов — что можно было бы сделать иначе?
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА
Посмотрим кино, сыграем в открытый микрофон или устроим вечеринку — на ваш выбор
25 авг | вт
К НОВОЙ НЕСВОБОДЕ
ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АВТОРИТАРИЗМ?
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
КАК ВСЕ МЕНЯЕТСЯ К ХУДШЕМУ?
Прочтем главные тексты о том, как и почему работающая демократия становится тиранией
18.00–19.00 Кейс-стади
ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИИ УМИРАЮТ?
Вместе с политологом Владимиром Гельманом разберем, как и почему демократические режимы превращаются в гибридные и авторитарные
19.30–21.00 Игра
ТИРАНИЯ: ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ
На одном знакомом всем примере проанализируем, как происходит превращение демократии в не-демократию
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
25 авг | вт
К НОВОЙ НЕСВОБОДЕ
ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В АВТОРИТАРИЗМ?
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
КАК ВСЕ МЕНЯЕТСЯ К ХУДШЕМУ?
Прочтем главные тексты о том, как и почему работающая демократия становится тиранией
18.00–19.00 Кейс-стади
ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИИ УМИРАЮТ?
Вместе с политологом Владимиром Гельманом разберем, как и почему демократические режимы превращаются в гибридные и авторитарные
19.30–21.00 Игра
ТИРАНИЯ: ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ
На одном знакомом всем примере проанализируем, как происходит превращение демократии в не-демократию
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами
26 авг | ср
COPY/PASTE
МОЖНО ЛИ СКОПИРОВАТЬ ДЕМОКРАТИЮ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
МЫ ЗНАЕМ, КАК ПРАВИЛЬНО
Прочтем несколько текстов постколониальной критики — и обсудим, можно ли навязать хорошие правила обществу, которое находится в плохих обстоятельствах
18.00–19.00 Кейс-стади
ПРИЖИВЕТСЯ ИЛИ НЕТ?
На примере четырех кейсов разберем, почему удавались или проваливались попытки внедрить демократические институты в различных сообществах
19.30–21.30 Лекция и дискуссия
ПОМОЩЬ VS ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Работает ли принуждение к свободе? Поспорим об известных случаях участия развитых демократий в делах демократий молодых
21.45–22.15 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
26 авг | ср
COPY/PASTE
МОЖНО ЛИ СКОПИРОВАТЬ ДЕМОКРАТИЮ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором
17.10–18.00 Ридинг-группы
МЫ ЗНАЕМ, КАК ПРАВИЛЬНО
Прочтем несколько текстов постколониальной критики — и обсудим, можно ли навязать хорошие правила обществу, которое находится в плохих обстоятельствах
18.00–19.00 Кейс-стади
ПРИЖИВЕТСЯ ИЛИ НЕТ?
На примере четырех кейсов разберем, почему удавались или проваливались попытки внедрить демократические институты в различных сообществах
19.30–21.30 Лекция и дискуссия
ПОМОЩЬ VS ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Работает ли принуждение к свободе? Поспорим об известных случаях участия развитых демократий в делах демократий молодых
21.45–22.15 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше
27 авг | чт
ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО?
14.00–17.00 Игра
R-ЛЯНДИЯ: ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ СЛОЖНОГО ОБЩЕСТВА
Суммируем и применим полученные на школе навыки — и попробуем разработать общие правила для общества, в котором живут люди с разными и часто конфликтующими взглядами и ценностями
17.30–19.00 Заключительная лекция
ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ
И все-таки: можно ли построить работающую демократию в России? Поразмышляем над возможными сценариями с политологом Григорием Голосовым
19:30–20:00 Финал
ИТОГИ
Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о политических системах и ценностях, которые за ними стоят
27 авг | чт
ДИЗАЙН ИНСТИТУТОВ
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО?
14.00–17.00 Игра
R-ЛЯНДИЯ: ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ СЛОЖНОГО ОБЩЕСТВА
Суммируем и применим полученные на школе навыки — и попробуем разработать общие правила для общества, в котором живут люди с разными и часто конфликтующими взглядами и ценностями
17.30–19.00 Заключительная лекция
ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ
И все-таки: можно ли построить работающую демократию в России? Поразмышляем над возможными сценариями с политологом Григорием Голосовым
19.30–20.00 Финал
ИТОГИ
Подведем итоги школы — и поймем, изменились ли наши представления о политических системах и ценностях, которые за ними стоят
Как попасть на школу
В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно:
1. Заполнить форму простой регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне по заявкам
2. Прислать на contest@inliberty.ru короткое (до 2 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон
3. Также прислать на contest@inliberty.ru короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже
Ваш текст и видео лучше всего прислать нам ссылками на открытые файлы на Google диске или другом файлообменнике.
Дедлайн для заявки — 18 августа до конца дня.
Жюри определит участников школы 21 августа — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.
Темы для эссе
Кейс 1: Неудобное соседство
Вы — президент развитой демократической страны. У вашего государства есть страна-сосед, в которой уже не первый год намечаются авторитарные тенденции — диктатор постепенно ужесточает законы, сокращает количество свобод, фальсифицирует выборы, сажает людей в тюрьмы за оппозиционные взгляды. Вам неуютно рядом с таким соседом (ваши экономические интересы под угрозой, оппозиция критикует ваши договоренности с «кровавым диктатором», а еще у соседа постоянно проходят военные учения на границе с вами). Опишите, как вы стали бы решать эту проблему?
Кейс 2: Вторая волна
Вы управляете страной, которую сильно подкосила пандемия, — ваша экономика состоит преимущественно из малого бизнеса (кафе, ресторанов, баров, маленьких магазинов) и туризма. Тем не менее, в бюджете все еще есть небольшой запас денег «на черный день». По данным соц опросов, в случае новой вспышки от 70 до 80% будут против повторения карантина, а на главной площади столицы ежедневно проходят небольшие митинги против ограничения работы бизнеса. Медики сообщают вам, что в больницах вновь увеличивается число пациентов с коронавирусом. Что вы будете делать? Приведите аргументы в пользу своей позиции.
Кейс 3: Демкоалиция
Вы — популярный оппозиционный политик X в не очень демократической стране. Вас много лет не допускают до выборов, против вас и вашей семьи заведено множество судебных дел, вам не дают организовывать митинги. Накануне грядущих выборов с вами на связь выходит другой популярный оппозиционный политик Y, который предлагает вам свою поддержку и своих сторонников, но с условием, что вы откажетесь баллотироваться на грядущих выборах и публично поддержите кандидата Y. Согласитесь ли вы на подобную сделку? Почему?
Несколько советов для тех, кто пишет эссе
- Выберите один из кейсов
- Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
- Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
- Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
- Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
- Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения
25 апреля | ср