КАК РАБОТАЕТ ЭКОНОМИКА?
СТУДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА ОНЛАЙН
1–5 авг | вс–пт
Рынок — это естественная среда существования человеческой цивилизации, такая же, как язык или культура. Но как и в случае с языком и культурой, люди смотрят на рынок, его происхождение и устройство по-разному.
Должно ли государство регулировать экономику? Есть ли какие-то сферы человеческой жизни, с которыми рынок не может справиться? Нужна ли частная собственность и можно ли обойтись без нее? Эти вопросы — предмет бесконечных дискуссий между учеными, политиками и обычными людьми.
Школа InLiberty позволит вам овладеть основами современной экономической теории и разобраться в ваших собственных взглядах на то, как должна быть устроена экономика.
Как проходит школа
Все занятия школы проходят онлайн, с помощью Zoom и других приложений для коллективных действий. Участники школы заранее получат детальное расписание и все необходимые инструкции для участия в видео-конференциях, а также ридер, которым мы будем пользоваться во время занятий. В первый и последний день школа работает full time, в промежуточные дни занятия проходят во второй половине дня.
Участниками школы станут 100 студентов. Некоторые сессии будут общими для всего потока, большая часть пройдет в группах по 25 человек, каждая под руководством собственного куратора.
Вы научитесь
1
Понимать, как работает экономика, что такое рынок и зачем нужна собственность
2
Разбираться в основных экономических теориях
3
Вести продуктивный диалог с теми, кто не разделяет ваши взгляды
Преподаватели
Илья Венявкин
Историк, сотрудник Яндекс.Практикум
Никита Гончаров
Экономист, аспирант UCL
Борис Грозовский
Экономический журналист, автор телеграм-канала EventsAndTexts
Сергей Гуриев
Экономист, профессор экономики Sciences Po (Париж)
Артем Земцов
Политолог, сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания ВШЭ
Юрий Кузнецов
Экономист, заместитель главного редактора журнала «Экономическая политика»
Сергей Машуков
Социолог, аспирант ЕУСПб, продюсер и ведущий подкаста о социальных науках instudies
Ольга Пенязь
Экономист, преподаватель экономики в Католическом университете г. Анжера, директор программы «Bachelor Degree in International Management and Business Ethics»
Александра Припадчева
Экономист, стажер-исследователь Международной лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ
Кирилл Прудников
Старший продюсер Skillbox, методист школы
Алеся Романчук
Экономист, магистр экономических наук, исследователь, эксперт НИЦ Мизеса, Минск
Александр Рубин
Экономист, старший преподаватель ВШЭ в Санкт-Петербурге
Константин Сонин
Экономист, профессор Чикагского университета и ВШЭ
Арнольд Хачатуров
Социолог, аспирант ВШЭ, редактор в «Новой газете»
Программа
1 авг | вс
ЧТО ТАКОЕ РЫНОК
И КАК ОН РАБОТАЕТ?
11.00–12.00
Intro и дискуссия в группах
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на школе, и обсудим в группах, как можно решать проблему наиболее эффективного использования ресурсов.
12.00–13.30 Лекция
РЫНОК И ПЛАН
Как свободные рынки и механизм цен помогают людям обмениваться не только товарами и услугами, но и информацией о том, какие блага им нужны? Обсудим с экономистом Константином Сониным.
14.30–18.30 Дискуссия в группах
МЕХАНИЗМ ИЛИ ЧУДО?
Вместе с кураторами групп и куратором школы обсудим, что нужно для того, чтобы рынки работали эффективно.
18.30–19.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
19.30–22.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
1 авг | вс
ЧТО ТАКОЕ РЫНОК
И КАК ОН РАБОТАЕТ?
11.00–12.00
Intro и дискуссия в группах
О ЧЕМ ЭТА ШКОЛА?
Поговорим о том, что будет происходить на школе, и обсудим в группах, как можно решать проблему наиболее эффективного использования ресурсов.
12.00–13.30 Лекция
РЫНОК И ПЛАН
Как свободные рынки и механизм цен помогают людям обмениваться не только товарами и услугами, но и информацией о том, какие блага им нужны? Обсудим с экономистом Константином Сониным.
14.30–18.30 Дискуссия в группах
МЕХАНИЗМ ИЛИ ЧУДО?
Вместе с кураторами групп и куратором школы обсудим, что нужно для того, чтобы рынки работали эффективно.
18.30–19.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
19.30–22.00
After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
2 авг | пн
ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЦИОНАЛЬНЫ ЛИ МЫ — И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг группы
HOMO ECONOMICUS
Прочитаем и разберем несколько текстов о том, как люди превращаются в «субъектов экономики», что мешает этому превращению и на чем «ломается» человеческая рациональность.
18.00–19.00 Дискуссия
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Люди подвержены эмоциям и далеко не всегда ведут себя прагматично. Обсудим, какое влияние на экономические процессы имеет человек — и нужно ли подталкивать «нерациональных» людей к «правильным» решениям.
19.20–21.30 Игра
СТИМУЛ И РЕЗУЛЬТАТ
Попробуем придумать способы убедить людей сделать рациональный выбор в контексте заданных ситуаций — и посмотрим, что из этого выйдет.
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00
After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
2 авг | пн
ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЦИОНАЛЬНЫ ЛИ МЫ — И ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг группы
HOMO ECONOMICUS
Прочитаем и разберем несколько текстов о том, как люди превращаются в «субъектов экономики», что мешает этому превращению и на чем «ломается» человеческая рациональность.
18.00–19.00 Дискуссия
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Люди подвержены эмоциям и далеко не всегда ведут себя прагматично. Обсудим, какое влияние на экономические процессы имеет человек — и нужно ли подталкивать «нерациональных» людей к «правильным» решениям.
19.20–21.30 Игра
СТИМУЛ И РЕЗУЛЬТАТ
Попробуем придумать способы убедить людей сделать рациональный выбор в контексте заданных ситуаций — и посмотрим, что из этого выйдет.
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00
After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
3 авг | вт
РЫНОК В ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ЛУЧШЕ С НИМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО
Прочитаем и обсудим несколько текстов о взаимовлиянии экономики и политики: способствуют ли экономические успехи стран их политическому развитию, или, наоборот, инклюзивные политические институты обеспечивают рост благосостояния?
18.00–19.15 Лекция
СОВРЕМЕННЫЕ РЫНКИ
Как функционируют рынки в современных обществах — и применима ли рыночная логика к нашим взаимодействиям за пределами классических рынков товаров и услуг? Поговорим об этом с экономистом Сергеем Гуриевым.
19.30–21.30 Дебаты в группах
ЛЮБОВЬ НЕ КУПИШЬ
В формате дебатов поспорим про то, какие сферы человеческих взаимодействий точно нельзя подчинять рынку — или все-таки можно?
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
3 авг | вт
РЫНОК В ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ЛУЧШЕ С НИМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
17.00–17.10 Intro в группах
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО
Прочитаем и обсудим несколько текстов о взаимовлиянии экономики и политики: способствуют ли экономические успехи стран их политическому развитию, или, наоборот, инклюзивные политические институты обеспечивают рост благосостояния?
18.00–19.15 Лекция
СОВРЕМЕННЫЕ РЫНКИ
Как функционируют рынки в современных обществах — и применима ли рыночная логика к нашим взаимодействиям за пределами классических рынков товаров и услуг? Поговорим об этом с экономистом Сергеем Гуриевым.
19.30–21.30 Дебаты в группах
ЛЮБОВЬ НЕ КУПИШЬ
В формате дебатов поспорим про то, какие сферы человеческих взаимодействий точно нельзя подчинять рынку — или все-таки можно?
21.30–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
4 авг | ср
КАК УСТРОЕНЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
И ПОЧЕМУ БЕЗ НИХ НЕ РАБОТАЕТ КАПИТАЛИЗМ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
СВОЕ И ЧУЖОЕ
Прочитаем и обсудим несколько текстов о том, почему без частной собственности не бывает капитализма и почему она же обеспечила капитализму дурную славу.
18.00–19.15 Лекция
ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ
Что такое частная собственность — и как устроено наше право владеть своим телом и имуществом? Как «просто рынок» превращается в капиталистический рынок — и в чем роль прав собственности? Обсудим с экономистом Юрием Кузнецовым.
19.30–21.30 Игра
МИР БЕЗ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Попробуем вообразить, каким был бы мир, если бы в нем не было частной собственности, а после обсудим результаты.
21.45–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
4 авг | ср
КАК УСТРОЕНЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
И ПОЧЕМУ БЕЗ НИХ НЕ РАБОТАЕТ КАПИТАЛИЗМ?
17.00–17.10 Intro
ЧЕК-ИН С КУРАТОРОМ
Обсудим планы и задачи на день — в группах со своим куратором.
17.10–18.00 Ридинг-группы
СВОЕ И ЧУЖОЕ
Прочитаем и обсудим несколько текстов о том, почему без частной собственности не бывает капитализма и почему она же обеспечила капитализму дурную славу.
18.00–19.15 Лекция
ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ
Что такое частная собственность — и как устроено наше право владеть своим телом и имуществом? Как «просто рынок» превращается в капиталистический рынок — и в чем роль прав собственности? Обсудим с экономистом Юрием Кузнецовым.
19.30–21.30 Игра
МИР БЕЗ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Попробуем вообразить, каким был бы мир, если бы в нем не было частной собственности, а после обсудим результаты.
21.45–22.00 Фидбэк
ЧТО ЭТО БЫЛО?
Подведем итоги дня и поговорим о том, что будет дальше.
22.00–23.00 After hours
КУРИЛКА-ОНЛАЙН
Переведем дух — и поболтаем с кураторами.
5 авг | чт
ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЛЮБИТ КАПИТАЛИЗМ
И ЕСТЬ ЛИ ЕМУ АЛЬТЕРНАТИВЫ
14.00–18.30 Игра
ЕСЛИ НЕ РЫНОК, ТО КТО?
Критики капитализма говорят, что эта экономическая система порождает алчность, неравенство и равнодушие и плохо справляется с решением «больших» проблем человечества — экологических кризисов, бедности, дискриминации. В формате заключительной игры попробуем придумать альтернативные решения этих проблем и посмотрим, возможно ли обойтись без капитализма.
15.30–19.30 Игра
ИТОГИ
Подведем итоги школы и поймем, изменились ли наши представления о том, как работает рыночная экономика.
5 авг | чт
ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ЛЮБИТ КАПИТАЛИЗМ
И ЕСТЬ ЛИ ЕМУ АЛЬТЕРНАТИВЫ
14.00–18.30 Игра
ЕСЛИ НЕ РЫНОК, ТО КТО?
Критики капитализма говорят, что эта экономическая система порождает алчность, неравенство и равнодушие и плохо справляется с решением «больших» проблем человечества — экологических кризисов, бедности, дискриминации. В формате заключительной игры попробуем придумать альтернативные решения этих проблем и посмотрим, возможно ли обойтись без капитализма.
15.30–19.30 Игра
ИТОГИ
Подведем итоги школы и поймем, изменились ли наши представления о том, как работает рыночная экономика.
Партнеры
Как попасть на школу
В школе могут принять участие студенты любых российских и зарубежных вузов, говорящие и читающие на русском языке. Участие в школе бесплатно. Для того, чтобы подать заявку, вам нужно:
1. Заполнить простую форму регистрации — тогда мы пришлем вам напоминание о дедлайне с заявкой
2. Прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое (до 3 минут) видео о себе и о том, почему вы хотите принять участие в школе, — не нужно технических ухищрений, просто запишите себя на телефон
3. Также прислать на contest@inliberty.ru ссылку на короткое эссе (до 4000 знаков) — на любую тему из приведенных ниже
4. Открыть нам доступ к видео и эссе
Заявку можно подать до 26 июля включительно.
Жюри определит список участников школы 28 июля — мы пришлем вам на почту подтверждение и все необходимые инструкции. Если вы подавали заявку на школу, но она не прошла отбор, мы вам тоже напишем.
Темы для эссе
Кейс 1: Частное vs общее
Могут ли река или лес быть частными — и значит ли это, что можно запретить там купаться или собирать грибы?
Кейс 2: Добровольное нерациональное
Можно ли продать себя в рабство? Или продать свою почку? Должны ли мы запрещать это делать другим?
Кейс 3: Польза и вознаграждение
Почему баскетболист зарабатыват больше, чем врач или учитель — и нужно ли с этим что-то делать?
Несколько советов для тех, кто пишет эссе
- Выберите один из кейсов
- Ваш текст не должен превышать 4000 знаков с пробелами
- Не ориентируйтесь на академический стиль изложения. Пожалуйста, пишите текст так, чтобы он был понятен и интересен вам самому
- Сохраняйте в тексте четкую и ясную структуру. У текста, как минимум, должны быть начало, конец и середина
- Аргументируйте. Из текста должно быть точно ясно: что именно вы хотите сказать; почему вы так считаете (какие аргументы вы рассмотрели и как их оценили); какие примеры, аналогии, исследования поддерживают вашу точку зрения
- Помните, что у кейсов нет правильного или неправильного решения
25 апреля | ср